Статьи

Беседа, начатая с обсуждения статьи Киссёмару Уэсиба «Душа Айкидо»

ВОПРОС : Сейчас я читаю книгу Киссомару Уэсибы «Дух Айкидо» и стараюсь поставить себя на место О-Сэнсэя. Этот человек был непобедим. Он создал эссэнцию религии и дзюдзюцу и во главу поставил принцип вселенской любви. Что же он заложил в техники Айкидо такого, что делает Айкидо путем любви? Круги? Кокю? Как объединить технику и принципы, заложенные Уэсибой? Пока у меня получалось только думать о технике как о способе самозащиты. Но главное должно быть выше уровнем.Мне кажется, это серьезная проблема, без решения которой реальный прогресс в Айкидо не возможен.

А.СМИРНОВ : Я уже неоднократно говорил, как страдает идея книги от плохого перевода. Тем более, если сначала был плохой перевод на английский, затем с английского на русский.  АЙКИДО-НО-КОКОРО это не «Дух АЙКИДО» — это «Душа АЙКИДО», почувствуйте разницу! Ну пожалуйста! Если само название так перевели, могу себе представить что   там написано в тексте. Знаете, я думаю что мало кто здесь сомневается в моей любви или уважении к Морихэю Уэсибе О-Сэнсэю, поэтому то, что я сейчас скажу — я прошу читать «через призму моей любви и уважения к О-Сэнсэю». О-Сэнсэй не был НЕПОБЕДИМ, просто никому не удалось его ПОБЕДИТЬ! Вот это на мой взгляд, «Душа АЙКИДО». Абэ-сэнсэй на такие вопросы довольно стандартно говорит, как от ГО идёт ДЗЮ и от ДЗЮ идёт РЮ, так от «квадрата» идёт «треугольник», а от «треугольника» идёт «круг». Я думаю что на нашем уровне прогресс в АЙКИДО невозможен без достаточного количества наработки УКЭМИ. А после действительных, честных   Айкикаевских 5х-6х Данов — начнём о «душе и духе Айкидо» беспокоиться. Вот что я думаю на эту тему.

ВОПРОС : Получается, первую ошибку допустили переводчики на английский, потому как книга называется  «The spirit of Aikido»,trans. by Taitetsu Unno. При этом этот Тайтецу Унно говорит, что разрешение на перевод ему дал сам Досю. Но это лирика.. Значит, Вы считаете, что на данном этапе бесполезно пытаться объединить технику и принципы?

А.СМИРНОВ :  Сам ДОСЮ не очень хорошо говорит по английски. Из своего -обширного опыта общения с японцами могу сделать вывод, что и Тайтэцу Унно наверняка тоже. Дело в том, что у духовных принципов Айкидо в той форме, в которую их облачал О-Сэнсэй, много стадий. И на мой взгляд, для нас, как для начинающих учеников, имеет больший смысл со всей решимостью вгрызаться в начальные,базовые духовные принципы. Это предотвратит дисгармонию между духовным и физическим развитием. А дисгармония в любой форме — это антипод Айкидо. Вот только пока я слегка голословен, потому что просто не знаю какую литературу имею право порекомендовать на русском языке. На английском языке в самом конце восьмидесятых в Тэн Син Додзё рекомендовалась только одна книжка «A Begginers Guide To Aikido», написаная Джозефом Беллингиром и (набившимся в соавторы на халяву) Ларри Рейнозой. В середине 90-х в отчаянной попытке довести хотя-бы привкус «души-духа» Айкидо до приходящих на татами ради развлечения или (как я слышал не раз и у меня волосы дыбом вставали) «чтобы сбросить лишний вес» американцев, пытались рекомендовать Книгу Джона Стивенса «The Sword Of No-Sword», которая являлась единственной (на сколько я знаю) биографией величайшего воина Ямаока Тэссю. А сама его жизнь пожалуй действительно является воплощением «души Айкидо».

ВОПРОС : Не секрет, что практически все, кто занимается Айкидо, начали и продолжают заниматься им как искусством самообороны, а не только как искусством «великой любви». Но ведь применение Айкидо в качестве боевой системы (например, как демонстрирует Сигал в своих фильмах) есть ни что иное, как  возвращение к истокам, то есть к Дайто-рю и дзюдзюцу, которые сегодня куда более эффективные и жёсткие.Но разве этого хотел Уэсиба на склоне своих лет, превращая айкидо скорее в философию жизни? Или старый Уэсиба мог ошибаться? И почему же тысячи людей идут заниматься именно Айкидо, хотя с таким же успехом могут заняться дайто-рю дзюдзюцу? Может, они в глубине души надеются через 30 лет занятий достичь-таки просветления; но разве можно достичь просветления и понимания не ища свой путь, а повторяя поздние этапы жизни абсолютно другого человека?

А.СМИРНОВ : Во первых, в своих фильмах Сихан Сигал демонстрирует  совершенно чистое Айкидо. Айкидо Стивена Сигала безусловно особенное. В первую очередь, это Айкидо очень высокого ростом человека, с длинными и сильными руками и ногами (довольно редкий набор телесных характеристик для азиата вообще и для японца в частности). Но это тем не менее всё-таки ) остаётся Айкидо О-сэнсэя! Вот например  Сайто, на мой взляд, ушёл от оригинального Айкидо О-Сэнсэя намного дальше чем Сигал. По второму пункту могу сказать, что к сожалению, подавляющее большинство «всех» — о которых ты говорил, идут в Айкидо потому, что наивно надеются «без труда — вынуть рыбку из пруда»! Их дезинформировали относительно безболезненности тренировок в Айкидо и их ждёт разочарование. К счастью (и особенно этот положительный момент прослеживается в России), помимо таких малодушных «сачков», в Айкидо приходят трудолюбивые и мужественные ученики, для которых приятно стараться нести знания и жертвовать своим временем.

ВОПРОС :   Раз уж зашла речь  о школе Сигала. Я вижу его работу только по фильмам. Я не вижу смысла обсуждать «чистоту стиля». Но вот взять «Мерцающего», там же очень много чисто ударной техники.Или фехтование на ножах   на огромной скорости. Что это? Техника «морских котиков» или японское БИ?

А.СМИРНОВ :  У нас всегда было гигантское количество ударной техники! Но обратите внимание на «вытягиваемость АТЭМИ». Один в один, как СО:ДЗЮЦУ О-сэнсэя (откуда, собственно, и развивалась ударная техника Айкидо).Опять же, то что Сигал показывает с ножами есть Айкидо. Это Ходзоин-рю Танто-дзюцу,так, как его преподает Абэ-сэнсэй. Да я и не пытался подчеркнуть чистоту стиля, я пытался подчеркнуть «принадлежность» БИ. Айкидо это БИ О-сэнсэя. Поэтому у нас у всех его фото в Додзё на самом почётном месте. Но Айкидо мы все практикуем по разному, в первую очередь это диктуется нашей личной анатомией, во вторую — географией, климатом, диетой и т.д.

5 1 голос
Рейтинг статьи

Подписаться
Уведомить о
Войти с помощью: 
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Тэн Син Бугэйся
Администратор
1 год назад

Мне теперь вот интересно стало — когда именно этот разговор в старом форуме вёлся. Чисто любопытство

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x