Статьи

Малоизвестное и очень холодное средневековообразное японооружие. Раздел 1 Клинковое оружие  Часть 5 КАМА 鎌, НАЙГАМА 薙鎌 и ДЗИНГАМА 陣鎌

Раздел 1

КЛИНКОВОЕ ОРУЖИЕ

Часть 5

КАМА , НАЙГАМА 薙鎌 и ДЗИНГАМА 陣鎌

  По исторически зарегистрированным ссылкам древнесредневековой горе-истории — первое использование серпа КАМА 鎌 в качестве оружия описано в седьмом веке н.э. В 645 году НАКАТОМИ НО КАМАТАРИ 中富之鎌足 (614-669), который несколько позднее раздобыл себе ксиву на имя ФУДЗИВАРА НО КАМАТАРИ 富士原之鎌足 (вот стопудово с целью сокрытия каких-то детских приводов на малолетку), одержал победу над СОГА ЭМИСИ 曽我恵美氏 и его сыном ИРУКА 海豚, которые в свою очередь, со злобными политиканскими захватническо-оккупантскими намерениями напали на ЯМАСИРО НО О:Э НО О: 山城之王画之汪, одного из наследников императорской короны, и заставили его в помпезно-праздничной обстановке — вскрыть себе брюхо.
Словами великого Владимира Высоцкого — «он перед боем, знал что слабО им…», посему нападать не помолясь — не решился. Вот и устроил себе молитву неистовую, чудотворную. Перечислял он Богов, перечислял в молитве остервенелой! Ни разу, стервец, не сбился! Ну и как вдруг с небес с благим матом на него свалился ТЭНКО 天狐 — то бишь посланец небесный, божественного рангу незначительного! Ну у них там, у нехристей, на небесах такая служба мелко-ангелообразной доставки организована; кстати, на гравюрах опозновательных — морда у него чисто лисья.

Статуя ТЭНКО в Наре.

 

А ДиЭйчЭл (DHL)-то тогда ещё не придумали! И давай, значит, это лисообразное существо перед испуганной мордой НАКАТОМИ НО КАМАТАРИ серпом и размахивать! Востреньким! Бля! Страшно! Но вот тут-то НАКАТОМИ НО КАМАТАРИ и вспомнил, чего молился! Сидит, смотрит на чудодейство и кумекает: чего бы это значило? А потом допёрло! Ебёныть! Это ж КАТА 型 секретное! Оружием, доселе невиданным! (ну а если и виданным, то не в контексте кровопускания, а в контексте сбора урожая, о котором бандюган слегка проаристокраченный понятия иметь не мог). Вскочил НАКАТОМИ НО КАМАТАРИ на ноги и давай, значит, движения эти разучивать… ИТИ 一 , НИ 二 , САН 三 , СИ 四 ……….. КИАЙ 気合 ТВОЮ МАТЬ! Вот и глаголет народная молва, что именно с серпом КАМА в руках и с этим КАТА — НАКАТОМИ НО КАМАТАРИ победу и одержал! Ну а как на японщине положено — раз одержал победу, то будьте любезны — давайте срочно жить-поживать и добра наживать. А добра наживать иначе, как открыть свой собственный ДО:ДЗЁ:, где и учить многочисленных учеников за кучу бабок — у них тогда фантазии-то и не хватало! И американцев ещё не было поблизости, чтоб научили КОКА-КОЛУ (где первый иероглиф Coca, а второй — Cola) за деньги в бочках бодяжить. Вот, значится, и НАКАТОМИ НО КАМАТАРИ, чтоб традиции не нарушать, основал свою собственную БУДЗЮЦУ РЮ:ХА, которую назвал КОДЭН РЮ: 狐伝流. В современной школе СЁ:СЁ: РЮ: ДЗЮДЗЮЦУ 少々流柔術 — клянутся и божатся, что берут своё начало они от КОДЭН РЮ:.

 

 

 

 

 

 

Гравюра на дереве известного японохудожника ЁСИТОСИ 義人氏, на которой изображён воин с самопальным оружием, состоящим их крестьянского серпа КАМА, грубо прикрученного к бамбуковому шесту

 

  Вообще с точки зрения энциклопедичнообразной японоистории НАКАТОМИ НО КАМАТАРИ, конечно же, личность историческая. НО! Вот эта история легендообразного божественно-создания этой РЮ:ХА (равно как и вообще подобные легендообразные горе-истории про божественные создания кучи всяких РЮ:ХА), конечно же, хуйня полная! Конечно же, КАМА использовали с целью нанесения увечий ближнему своему давным-давно. Гораздо раньше этой истории про НАКАТОМИ НО КАМАТАРИ. Это было обычное крестьянское орудие труда. С ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ острым лезвием! Так что много ума не требовалось, чтобы дотумкать его супротив соседа применить. Себе сдуру палец отхуячил с САКЭ 酒-образного бодунища — вот и родилась идея! Хе-хе-хе-хе-хе-хе-хе. Многое оружие изначально не производилось, как оружие. А мутировало из уже существующих сельскохозяйственных принадлежностей или инструментов ремесленников. Опять же много ума не требовалось для «первого шага». Напали на «перца» неожданно. Он схватил, что попалось под руку, и давай размахивать. Орал, размахивал, размахивал, орал — смотрит — часть сбежало, часть лежит в крови и рожи предсмертные корчит … такие умильные… Вот и родилось новое «оружие»… И понесла молва. И закрутились мозги у оружейников. Это ж тоже бизнес! Кроме прочего — в случаях неожиданных повальных мобилизаций, каждый из мобилизованных крестьян и ремесленников должен был вооружить себя сам. Чем сможет. Копья и мечи стоили дорого и были далеко не у всех. Вот и хватали не что хочется, а что есть. И с этим — в бой. В исторических описях ГЭМПЭЙДЗЭН 源平戦 (Гэмпэйской войны 1180-1185 годов) сохранилось много рассказов про использование подобного импровизированного вооружения. Как успешного использования, так и неуспешного. Позднее подобные виды вооружений, происходящих из инструментов, уже специфически изготовляли улучшенными, для использования в качестве оружия, а не для производства или крестьянских нужд. Вот КАМА — это один из инструментов, который является ярким примером подобного. Обычная КАМА — это японский серп с прямой деревянной ручкой и искривлённым лезвием. Особенно высока концентрация школ, изучающих использование КАМА, была на Окинаве, где фермерам по-особому жёстко приходилось отбиваться от многочисленных кочевых шаек разбойников.
У этих крестьян были КАМА, у которых лезвия были закалёны обычными кузнецами, изготавливающими сельскохозяйственные инструменты, и, конечно же, не такого качества, как изготовляемые оружейниками. Оружейниками для воинов изготовлялись КАМА с более прямыми лезвиями, и на них явно был виден край рисунка ковки, появляющийся при закалке оружия — СИНОГИ 凌. Некоторые из таких боевых КАМА, изготовленные более именитыми оружейниками, даже подписывались или имеют личное клеймо производителя. Рукояти таких боевых КАМА делали из особо твёрдых пород дерева и скрепляли стальными обручами ДО:ГАНЭ 動画 для прочности. Кроме этого, производилась удлинённая версия КАМА — СИНОГИ-ДЗУКУРИ КАМА 凌作鎌, которая крепилась на шест более семи СЯКУ длинной (более двух метров). Много упоминаний об использвании этого оружия есть как раз в описании ГЭАМПЭЙского конфликта. Более широкую известность и распространение имеет НАЙГАМА 薙鎌. Его использовали для нанесения надрезов на шее, руках и ногах у оппонентов, а также чтоб калечить ноги лошадям.

Демонстрация Кохаку Ивай-сэнсэя (слева) по использованию НАЙГАМА против вооружённого мечём оппонента: Атакующий принимает положение ДЗЁДАН-ГАМАЭ 上段構.

Атакующий делает вертикальный надрез СЁМЭН УТИ 正面打. Ивай-сэнсэй обушной стороной оружия ИСИДЗУКИ 石突 отбивает атаку.
Продолжая движение «полумесяцем» Ивай-сэнсэй переводит меч атакующего в положение «по касательной», к границе своей зоны контроля.
Ивай-сэнсэй заканчивает движение надрезом на шее атакующего со сменой стойки.

  Помимо этого, НАЙГАМА обширно исползовалось на флоте. С помощью них подтаскивали поближе вражеские лодки, подрезали рулевые канаты, крепления парусов и т.д. Такие «военноморские» НАЙГАМА в некоторых источниках ещё называли ФУНЭЁСЭГАМА 舟寄鎌 (где певый ироглиф «судно», а второй иероглиф «подтягивать»). Другой популярной (хе-хе-хе-ех особливо в фильме КОДЗУРЭ О:КАМИ 子連れ狼 — «Родительское бремя волка«) мутацией НАЙГАМА было чуть более короткое оружие СО:КАМА 双鎌 (где первый иероглиф — «двойной»), любопытное оружие, состоящее из шеста длиной пять СЯКУ и пять СУНов (чуть меньше чем 167 см.) с двумя лезвиями, которые у некоторых более поздних СО:КАМА, были не зафиксированными в одном положении, а складными. Одно из лезвий было длинной в три СУНа (почти 9 см) а другое в четыре СУНа (почти двенадцать см).
Более компактным видом боевой КАМА является ДЗИНГАМА 陣鎌 (где первый иероглиф означает «военный лагерь»). В основном она использовалась как инструмент для благоустройства лагеря. При установлении ДЗИНТЮ:МАКУ 陣中幕 (огромных полотняных стен против ветра) ими разрезали канаты, по необходимой длине. А также ими срезали траву, обрабатывали хворост и т.д. Кроме того, как уже говорилось в предыдущей части, ДЗИНГАМА входил в набор УМАГОЯ САНГУ. Иногда название этого оружия записывали как УМАЯГАМА 厩鎌 (где первый иероглиф — «стойло»). Ученики школы О:ЦУБО РЮ: 鶯壷流 искусства верховой езды БАДЗЮЦУ 馬術 использовали ХАНАНЭДЗИ 鼻捻子 («стэк, хлыст») с коротким серпообразным лезвием на конце. Такая контрапция называлась ГУНХАНАНЭДЗИ 軍鼻捻子, то бишь «боевой хлыст». ДЗИНГАМА необязательно оказывалась в руках проштрафившихся салабонов с низким званием, наполучавших нарядов по благоустройству лагеря.

Различные ДЗИНГАМА.

  Некоторые ДЗИНГАМА делали с многонавороченными украшениями из ценных металов и пород дерева. И такие ДЗИНГАМА большие начальники гордо носили в руках, как символы власти, наподобии шкипетра, заместо более стандартных САЙХАЙ 采配 (маршальский жезл, как правило, украшенный пучком волос), ГУМБАЙ 軍配 (боевой жезл для начальства, с заострённым концом под колпаком) и ГУНСЭН 軍船 (боевой веер для начальства с острым, как бритва, краем). Большинство ДЗИНГАМА имели перпендикулярное ручке лезвие, некоторые лезвия делались обоюдоострыми. Рукояти варьировались в длине между одним СЯКУ (30 см) и одним СЯКУ и восемью СУНами (54 см), с лезвиями в четыре-пять СУНов (12-15 см). Более новые ДЗИНГАМА делали со складывающимися лезвиями и имели продольные стальные полосы-вставки в рукоятях. Кругом-бегом ДЗИНГАМА был довольно полезным оружием в ловких руках. Различные детальные описания средневековояпонских схваток пестрят упоминаниями об успешном использовании ДЗИНГАМА для приведения в негодность подпруги у наездника; при ЁРОЙ КУМИУТИ — для приведения в негодность элементов доспехов оппонента и для нанесения резаных ран на руках и ногах; при учёте поверженных врагов — для посмертного обезглавливания. Соединение ДЗИНГАМА с цепообразным оружием КОМПИ こんぴ привело к созданию легендарного КУСАРИГАМА 鎖鎌, о котором мы будем говорить в деталях позже.

А. Смирнов

5 1 голос
Рейтинг статьи

Подписаться
Уведомить о
Войти с помощью: 
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x