Статьи

РОДИТЕЛЬСКОЕ БРЕМЯ ВОЛКА, ЧАСТЬ 1-Я. РЕБЁНОК И ПОМОЩЬ НАПРОКАТ

Режиссер: Кэндзи Мисуми
В ролях: Томисабуро ВакаямаФумио ВатанабэЮносукэ ИтоСигэру Цуюгути и другие.
Япония, 1972 г.

В России этот фильм в сокращенном варианте известен под названием «Убийца сёгуна».
Права на распостранение в Восточной Европе принадлежат владельцу «Виртуального Додзё».

Его звали Огами Итто. На этого человека, который следовал суровому кодексу Бусидо, сёгун возложил высокую ответственность, назначив его официальным палачом.
Его звали Огами Итто. Он был обвинён в государственной измене по навету подпольной ветви клана Ягю и был лишён своего поста. Его жена пала жертвой нанятых «теневыми Ягю» убийц.
Его звали Огами Итто. Он поставил своего малолетнего сына перед ужасным выбором — между красивым красным мячиком и мечом. Выбрав мячик, ребёнок должен был бы пойти вслед за своей матерью, в вечную пустоту. Выбрав меч — пойти за отцом, ставшим теперь ронином, самураем без хозяина, по залитой кровью дороге, в конце которой — отмщение и смерть.

Историческая справка к фильму.

Действие фильма «Родительское бремя волка» происходит в центрально-восточной части Японии, в ранние годы эры Токугава (также известной, как период Эдо — приблизительно с 1603 по 1868 годы). Период получил название по имени 15 поколений сёгунов Токугава, которые управляли страной, поддерживая относительную стабильность в обществе, более 250 лет (СЁГУН — военный правитель Японии, при сёгуне имелся высший орган исполнительной власти — БАКУФУ, или сёгунат). В этот период в стране царствовали относительный мир и порядок и чёткая социальная иерархия.
Япония в течение многих столетий была феодальной страной. Она была поделена на множество независимых княжеств, во главе каждого стоял Даймё — военный правитель. Даймё жаловали своим служащим, вассалам и охранникам, либо феодальные поместья, либо, в большинстве случаев, денежное жалование вкупе с определенной официальной должностью. В свою очередь ожидалось, что вассалы посвятят свою жизнь служению своему хозяину. Отношения между хозяевами и вассалами основывались на этой взаимосвязи службы и вознаграждений и имели очень сильный эмоциональный аспект. Нередко вассалы добровольно расставались с жизнью после смерти своего хозяина. Такой обычай (по крайней мере, публичное заявление о таком намерении) отражён в начальных кадрах «Ребёнок и помощь напрокат». Похожие отношения часто устанавливались между самураями и их служащими, ремесленниками и их помощниками и так далее.

В раннем периоде Токугава существовало почти двести управляемых Даймё, княжеств со своими городами-крепостями. Их размеры зависели от владений Даймё и объёма сельскохозяйственной продукции, собираемой с их поместий. Однако, количество Даймё в период Токугава сильно сократилось, поскольку сёгунат оказывал сильное давление на княжества. Непомерное налогообложение, о котором рассказано в начале фильма, действительно имело место, и сёгунат постоянно старался уменьшить власть Даймё.
Даймё часто нанимал людей в качестве шпионов для тайной слежки за «доверенными» членами своего окружения, чтобы удостовериться, что никто не составляет заговора против него. Предатели в стане Даймё не были редкостью. Это было «Время ренегатов», как его называют многие историки, повествование о нём занимает важное место в фильме.

Сёгунат — официальное правительство нации, состоящее из главы, сёгуна, и подчинённых ему самураев. Сёгун был главным правителем, отдававшим приказы через своих советников — ТАИРО и РООЗДЮ. ТАИРО — большой совет, который назначался только при особых обстоятельствах и должен был собираться в замке сёгуна лишь 2 дня каждый месяц. Совет РООДЗЮ (старшие советники) являлся верхушкой социальной иерархии и отвечал за различные административные дела сёгуната. Он давал распоряжения уполномоченным, ответственным за финансирование, налогообложение, монастыри, городскую администрацию и правосудие. РООДЗЮ также отдавал распоряжения Главному Инспектору О-МЭЦУКЭ. О-МЭЦУКЭ следил за лояльностью людей к сёгунату и выполнением служащими сёгуната своих обязанностей, а также занимался отношениями сёгуната с даймё. Ему подчинялись 16 инспекторов МЭЦУКЭ, инспекторам — младшие советники ВАКАДОСИЁРИ. Многие из этих должностных лиц появляются как в фильме.

Также в связи с фильмом следует упомянуть «эмблемы» сёгуната и Ягю. Они назывались МОН, их назначение было таким же, что и у флагов: обозначать определённого даймё или сам сёгунат. Считалось преступлением осквернять эти эмблемы, равно как и флаги. На самом деле, любой официальный документ сёгуната считался в какой-то мере священным, и требовал к себе большого уважения. Это нашло отражение в фильме, когда Огами не повинуется пришедшим за ним людям Ягю, рвёт официальную бумагу со своим смертным приговором, и затем спасается от их мечей, показывая форменную одежду офицера сёгуната, скрытую под белыми одеждами смертника, в которые он был одет.
Следует отметить, что царившее повсеместно вероломство и предательство отражалось и на внутриклановых отношениях. Могущественный клан Ягю был известен давней и верной службой сёгуну, одно из высших мест в БАКУФУ (сёгунате) занимал благороднейший Ягю Тадзима, появляющийся в фильме «Зловещее воскрешение». Но в клане Ягю была целая мафиозная группа, вершившая тёмные дела, прикрываясь благородным именем. Это были УРА-ЯГЮ, «теневые Ягю», именно они пытались уничтожить Огами, и в фильме об этом говорится. Тайным гербом УРА-ЯГЮ были две переплетённые змеи. Именно этот герб в описанной выше сцене фильма Огами увидел в складках одежды пришедшего за ним офицера и обвинил того в принадлежности к мафиозной стороне Ягю.

Общество периода Токугава было разделено на четыре основных класса. Родившись в семье, принадлежащей какому-то классу, нельзя было стать членом более высокого класса. На вершине иерархии был класс самураев, хотя не богатых и не владеющих землей (земля принадлежала только Даймё). Самураи составляли около 10 % населения. Класс самураев появился около 800 года нашей эры, они были чрезвычайно опытны в военных искусствах, и высокообразованны, особенно в конфуцианстве, философия которого учит достоинствам благосклонности, пристойности, справедливости, преданности, мудрости и лояльности. Ожидалось, что каждый будет следовать за добродетельными примерами древних мудрецов.
Сёгунат требовал, чтобы самураи следовали этим правилам поведения и изучали конфуцианских классиков. В ранних годах Эры Токугава сёгунат был обеспокоен проблемой большого количества самураев, оставшихся без хозяина, поскольку множество даймё потеряли свои владения. Такой самурай назывался «ронин», и многие из них становились учителями фехтования, учеными, привилегированными фермерами или просто стали частью городского люда.
Искусство фехтования было интересной традицией, передававшейся от одной школы к следующей. Каждая школа (или стиль) называлась РЮ и строилась на основе набора учений, принципов, обычаев и методов. В разных разделах воинского искусства было (и есть до сих пор) много различных РЮ. Школа СИН-КАГЭ-РЮ (Новая Тень) была изобретена Ягю Мунэёси в 16-ом столетии. Его сын, Мунэнори (1571-1646), который появляется в фильме, учил фехтованию первых трёх сёгунов Токугава. Один из сыновей Мунэнори, Дзюбэй-Мицуёси (1607-1650), самурай, образ которого послужил основой многих кинофильмов и видеоигр, создал свою собственную школу ЯГЮ-РЮ 1644-1648, в основу которой были положены многие принципы СИНКАГЭ-РЮ.
Кроме заповедей конфуцианства в самурайском кодексе было много правил, касающихся боевых ритуалов. Как бы это ни показалось нескладным, если самураи двух различных даймё решили сражаться, они должны были договориться о месте поединка и не должны были использовать нечестные средства для получения преимущества друг над другом. Об этом повествует «Ребёнок и помощь напрокат» в сцене, где Рэцудо предлагает Огами поединок, если тот снимет униформу сёгуната. Огами принимает вызов, потому что он знает — даже злой Рэцудо не будет действовать вероломно, публично сделав такое предложение.

Около 80 % населения были крестьяне, класс людей, работающих на экономические тебования сёгуната и правящих классов. Эти сельские жители должны были пахать землю, производя зерно (рис, ячмень, и пшеницу), и платить большие налоги — 50 % и больше от полученного урожая (особенно риса, часто игравшего роль валюты во многих официальных расчётах). Но поскольку расходы сёгуната (включая дорогостоящие стройки и реконструкции, а также расточительный образ жизни его членов) непрерывно росли, всё тяжелее становилось и налоговое бремя крестьянства. Многие семьи, которые не могли оплатить требуемые налоги, были жестоко наказаны, а некоторым приходилось продавать членов семейства во временную неволю (рабство было незаконно, но эта форма расчётов с долгами была обычной практикой). Фактически, бордели, клиентами которых по большей части были самураи, были заполнены дочерями этих крестьян. Кроме того, сёгунат считал крестьян легкодоступной рабочей силой. Они регулярно привлекались к ремонту дорог и общественных мест.
Большинство горожан были ремесленниками и торговцами. Многие горожане, также как слуги Даймё и сёгуната, жили вокруг городов-замков, где текла деловая жизнь. Среди них были оптовые торговцы и ростовщики. Некоторые из них, накопив огромные благосостояния и выжив в современную эру, превратились в крупнейшие компании Японии.

В этот период быстро развился интересный бизнес — служба посыльных. «Скорые» (около 60 миль в день) существовали и ранее в течение многих столетий, но в период Токугава они стали слугами сёгуната и средством для доставки официальных документов и писем. С другой стороны, в течение этих лет были построены многие магистральные дороги. Со временем эти функции взяли на себя частные предприниматели, заложив основу современной информационной сети.

Намного ниже по социальной лестнице стояли «простолюдины», которых сёгунат считал частью низших слоёв. К ним также относились подвергнутые остракизму члены деревень (за особые провинности человека могли изгнать из деревни). На самом дне общества находились «низшие люди», в том числе потомки рабов, люди с физическими увечьями и уродствами, нищие и проститутки. Их не считали при переписях населения и сгоняли в резервации. Сёгунат даже официально заявил, что обычный человек стоит семи «отверженных». Что интересно, актеры официально считались отверженными, их также заставляли жить около своих театров и скрывать лицо на людях.

Правосудие было построено так, что правящему классу было позволительно брать закон в свои руки и обращать против более низких классов, если так было надо. Преступления наказывались чрезвычайно строго, многих преступников, действительно, казнили. Однако, официальные указы гласили, что человек не мог быть наказан, если от него не было получено признание. Поэтому для дознания зачастую разрешалось самые ужасные пытки.

СЭППУКУ — это ритуальная форма самоубийства, возникшая в конце XII века. Главным образом СЭППУКУ выполняли самураи. Ритуал включал в себя разрезание собственного живота мечом, после чего палач-помощник отсекал жертве голову, чтобы прекратить мучения. Это и было официальная должность Огами Итто. Было много причин, по которым самурай выполнял сэппуку (или приговаривался к СЭППУКУ), самые частые — нарушение самурайского кодекса или участие в заговоре. Но иногда самурай мог совершить СЭППУКУ в знак протеста против действия своего господина, если тот был несправедлив к нему. В фильме три человека из клана Икома будто бы совершают сэппуку, чтобы привлечь внимание к своему протесту против того, что Огами является предателем.

Намного раньше Эры Токугава, во времена, терзаемые катастрофическими бедствиями, люди чувствовали, будто приближается конец света, и обращались к религии, чтобы обрести спасение и эмоциональный комфорт. Огромное значение для Японии имел буддизм, пришедший в Японию в 552 году из Кореи. В то время появились различные буддистские секты, но практически все они приложили большие усилия к оформлению своих доктрин именно в период Токугава, и, более того, чтобы избежать политических конфликтов, делали это, тщательно приспосабливаясь к концепциям конфуцианства (основной философии правящего класса). Амида буддизм принадлежал ветви буддизма, учившей, что есть земля счастья, рай в другом мире, куда может попасть верующий. Много видных монахов учили, что декламация имени Амида Будды — это минимально необходимое условие для того, кто хочет спастись, но один из монахов, Хоонен (1133-1212), даже заявил, что это условие достаточное. В фильме есть монах, который непрерывно молится, произнося имя Амиды и действуя всем на нервы. Для обычных людей это стало в некотором роде духовной целью, их привлекала простота требований Амидизма и уверенность в спасительной, хотя и не божественной, силе Амиды. За несколько столетий Амида Буддизм претерпел несколько расколов, но со своими идеями равенства существует и по сей день и имеет многочисленных последователей.
Среди учений Будды были так называемые Шесть Способов (Состояний) Существования. Хотя у этих учений есть много переводов и интерпретаций, все они основаны на собственных наблюдениях Буддой человеческих состояний, коротко описанных следующим образом. Человек может быть:

1) в состоянии вечной жажды вещей — так называемое состояние «голодного призрака».
2) в состоянии невежества, не озабоченного теоретическими построениями — «животное» состояние.
3) в состоянии вечного гнева, постоянно в борьбе с собой или другими, — состояние «ада».
4) в состоянии чрезмерного соперничества, постоянно превосходя других, используя любые средства, — состояние «ревнивого бога»
5) в состоянии чрезмерного высокомерия и ложной уверенности в достижении статуса божества — «состояние божественности»

Шестое же состояние Будда характеризовал, как свободное от этих пяти состояний, называя его «Человеческим» состоянием. Человек в этом состоянии не обременён озабоченностью других состояний и показывает любознательность и добродетельные мыслительные способности. В фильме Огами называет своего сына ДАЙГОРО — японской мнемоникой, означающей 5 состояний.

В последние годы Эры Токугава расходы сёгуната росли гораздо быстрее, чем доходы, несмотря на то, что сёгунат мог увеличивать налоги (главным образом с крестьян) по своему усмотрению. Последний из сёгунов также содержал много видных ученых, выказывавших большой интерес к западной науке и технике, в то время как страна находилась в изоляции.

В 1853 году в Японию прибыл командор Перри. США развивали свою власть в тихоокеанском регионе и желали установить коммерческие отношения с азиатскими странами. США также имели в Tихом океане много китобойных судов, которым надо было иметь в непосредственной близости убежище и продовольственные запасы. Это было ещё одной причиной, почему Штатам надо было любыми средствами открыть двери Японии.
Многие официальные лица БАКУФУ (сёгуната) помимо большого академического интереса к западной науке ощущали, что западная мощь столь велика, что для Японии будет крайне неразумно и далее отказывать Западу в установлении полных дипломатических связей. Сёгунат испытывал сильное внутреннее давление, заставляющее отказаться от изоляционизма.

В 1866 году умер Иэмоти, 14-ый сёгун, и Хитоцубаси Кэйки был назначен 15-ым сёгуном. Кэйки призвал к единству, восстановив политическую власть Имперского Суда (сёгунат в то время ограничил его рассмотрением схоластических дел). Выдержав несколько месяцев противостояния с сёгунатом, Хитоцубаси ушел в отставку. Было сформировано временное правительство, не содержащее прежних сообщников Токугава. Последовала короткая гражданская война. В получившемся вакууме власти Имперскому Суду оказалось относительно легко употребить своё влияние, и более чем 250-летнее правление клана Токугава закончилось.
В течение этой эры были сделаны значительные культурные достижения, многие из которых не были бы возможны без расточительности правящих классов. К ним относятся литературные работы, особенно хайку (стихи с семнадцатью слогами) и беллетристика.
Высшие классы наслаждались литературой, потому что очень хорошо было поставлено образование, включавшее помимо воинских искусств и литературу.
Даже простые люди могли получать определённый уровень образования, обучаясь в храмах или у бродячих самураев. Очень популярными стали кукольные представления и театр, прежде всего в районе развлечений Ёсивара столичного Эдо, где было сосредоточено много театров Кабуки, чайных домов и борделей. (Эдо был переименован в Токио в 1868 году после того, как было установлено новое правительство Мэйдзи).
Достижения были и в изобразительных искусствах. Гравюра и печать, попавшие в Японию из Китая около 8-ого столетия, поднимали живопись к новым высотам, хотя и подпадали под цензуру городских властей, как коммерческая продкуция. УКИЁ-Э («картины плывущего мира») и другие произведения таких известных художников, как Хокусай и Хиросигэ, повлияли на многих европейских художников, особенно на французских импрессионистов.

Также совершенствовались военные ремесла, благодаря ремесленникам, работавшим для даймё и сёгуната. До своей изоляции в период Токугава Япония имела краткосрочные торговые отношения с португальцами, и в 1543 году в стране появились мушкеты. Кузнецы быстро научились их производить. Несмотря на приверженность самураев благородному фехтованию большое количество «грязной работы» выполнялось ружейным огнём.

Дополнительный комментарий:

В эпизоде, близком к концу фильма, заложник-монах постоянно повторяет словосочетание (непереведенное) «НАМУ АМИДА». В полном варианте это должно звучать «НАМУ АМИДА БУЦУ» — «Именем (во имя) будды Амида, что является началом предсмертной молитвы (сутры).

Детская хулиганская песенка.

Сын Огами Итто Дайгоро слышит как дети поют хулиганскую песенку, запоминает ее и начинает напевать сам. Обычно родители ругают детей за подобные песни, но Огами Итто сына не ругал (видимо, режиссёрский приём).

Примерный смысл песенки:

«Если взобраться на высокую гору
Сесть на корточки и выкакать катых потвёрже
Он покатится вниз с горы
Увлекая за собой мелкие камешки.

Пока он будет катиться
На него налипнет песок и кусочки камня
И когда он докатится до подножья
То будет выглядеть как прочие камни

А внизу кто-то подумает
Что это обычный камень
Схватит, раздавит и вляпается
Вот как весело!

Так давай поднатужимся, дружок,
Вот один покатился, вот другой покатился.»

Александр Смирнов, перевод Владимира Преображенского.


Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Добро пожаловать!

Представтесь пожайлуста!

Пройди небольшую процедуру регистрации для полноценного участия и общения, а так же доступа к расширенным возможностям и закрытым разделам школы. У нас лиц не скрывают, поэтому фото и краткий рассказ о себе приветствуется!!!
Регистрация
close-link
Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.