СОСАЙ МАСУТАЦУ ОЯМА

РАННЕМУ ВДОХНОВЕНИЮ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Краткая биография

Сначала начало


Йонг И Чой родился 27 июля 1923 года в маленькой деревушке в окрестностях городка Гунсан в Южной Корее. О неблагополучии семьи, в которой родился маленький Йонг И — тереть здесь на ресурсе просто не стоит. Оно того не надо! Из-за этого неблагополучия Йонг И, совсем крохотного — отправили жить с семьёй замужней сестры в Манчжурию, где семья мужа сестры занималась земледельчеством на небольшом собственном фермерском хозяйстве. Примерно в девятилетнем возрасте он начал тренироваться в Южнокитайском стиле КЭМПО, который назывался «Восемнадцать рук». Его инструктором был мастер Йи, который сводил концы с концами тем, что подрабатывал сезонным рабочим на ферме семьи мужа сестры Йонг И Чоя. Когда в двенадцатилетнем возрасте Йонг И Чой вернулся в Корею, он не забросил тренировки, а продолжил занятия уже в корейском КЭМПО. В 1938 году, в 15-летнем возрасте, он поехал в Японию поступать в авиационное училище, чтоб стать лётчиком. Йонг И Чой хотел стать первым в Корее военным лётчиком-истребителем. При поступлении ему дано было японское имя Масутацу Ояма. Однако в таком молодом возрасте жить одному, да ещё и на чужбине — оказалось невыносимо трудно. Йонг И плохо усваивал точные науки, необходимые авиатору, да ещё и преподаваемые на малопонятном языке. Продолжить учёбу не удалось — он был отчислен.

 

Фунакоси-сэнсэй

  Молодой Масутацу Ояма не терял интереса к Боевым Искусствам. Он ходил на тренировки по ДЗЮДО и по боксу, и однажды увидел тренировку по Окинавскому КАРАТЭ. Его это заинтересовало настолько, что он записался в ТАКУСЁКУ-ДОДЗЁ Гитина Фунакоси-сэнсэя. В его тренировках был настолько быстрый прогресс, что уже к 17-летнему возрасту ему был присвоен 2-й фуфло-Дан, а к 20-ти годам, к моменту призыва на срочную службу в японскую имперскую армию, у него уже был 4-й фуфло-Дан. К этому моменту он уже был очень заинтересован ДЗЮДО, и его прогресс был не менее удивителен. К моменту, когда он бросил тренировки по ДЗЮДО, меньше чем за четыре года, у него уже был 4-й фуфло-Дан.

Со Ней Чу-сэнсэй

Поражение Японии во второй мировой войне и последующая сразу за этим — оккупация страны американским оккупационным контингентом произвели катастрофический эффект на душевное состояние Сосая Оямы. Он ударился в разрушительную депрессию и стал скатываться к алкоголизму. К счастью тут на его пути ему повстречался Со Ней Чу-сэнсэй. Кореец, тоже ставший впоследствии гражданином Японии, родом тоже из окрестностей Гунсана, практически полный земляк Сосая, был в то время в Японии одним из самых сильных мастеров КАРАТЭ ГОДЗЮРЮ. Он был знаменит своей силой, как физической, так и духовной. Со Ней Чу-сэнсэй оказал огромное влияние на Сосая и привёл последнего к окончательному решению посвятить всю свою жизнь БИ. Кроме того, именно он вдохновил Сосая Ояму на принятие решения прожить 3 года в добровольном отшельничестве, тренируя тело и душу. Он нашёл спонсора среди бизнесменов корейского происхождения (владельца нескольких путешествующих театров-шапито), согласившегося, на время отшельничества, оплачивать расходы по жизнеобеспечению Сосая.

Отшельничество

В 23 года Сосай познакомился со знаменитым писателем Эйдзи Ёсикава, автором исторического эпоса МУСАСИ. Это знакомство и само чтение романа раскрыли Сосаю идеи средневекового японского самурайства, и Ояма-сэнсэй оказался очень вдохновлён этим. В этот год Сосай отправился на гору МИНОБУ-ЯМА в префектуре Тиба. Ту самую гору, где жил в отшельничестве и писал свою ГОРИН НО СЁ («Книгу пяти колец») сам Миямото Мусаси. Ояма-сэнсэй считал, что это будет подходящим местом для жестоких тренировок, которые он себе наметил. Среди небольшого количества вещей, которые Сосай взял с собой, была книжка Эйдзи Ёсикавы. С Сосаем пройти это тяжёлое испытание пошёл его ученик по имени Ясиро. Одиночество отшельничества было по-особенному тяжёлым. Примерно на 6-й месяц Ясиро позорно сбежал под покровом ночи. Дальше оставаться одному Ояме-сэнсэю   по-особому невыносимо, но Со Ней Чу-сэнсэй написал ему письмо, в котором предписывал сбрить себе одну бровь, чтоб избавиться от тяги спуститься к людям — из-за стыда показаться на людские глаза в таком виде. Эти слова и это дело подействовали. И Ояма-сэнсэй снова оказался окрылён мыслью стать самым сильным каратистом Японии. Однако ещё через полгода его спонсор прислал письмо, в котором сообщал, что не может больше оплачивать расходы по жизнеобеспечению Сосая. И после четырнадцатимесячного отшельничества Сосай спустился к людям. Ещё через два месяца Ояма-сэнсэй выиграл первый послевоенный чемпионат Японии по КАРАТЭ 1947 года. Но Сосай продолжал чуствовать неудовлетворённость из-за того, что не достиг поставленной цели и не довёл о конца положенный срок отшельничества. Снова подтвердив, что его жизнь посвящена КАРАТЭ целиком, он снова поднялся на гору в префектуре Тиба, на этот раз это была КИЁ:ДЗУМИ-ЯМА. Сосай счёл именно это место вдохновляющим на тяжёлые тренировочные нагрузки. Тренировался он — фанатичнее не придумаешь: более 12 часов каждый день, без выходных. Он стоял в стойке САНТИН-ДАТИ под ледяными водопадами. Тренировал неперпендикулярный ТАМЭСИВАРИ дробя речные плоские камни. Оборачивал простой циновкой из рисовой соломы стволы сосен и тренировал удары как будто это МАКИВАРА. По весне перепрыгивал через быстро растущий куст льна, чтоб сделать прыжки выше и выше. Каждый день он заучивал несколько четверостиший из различных сутр. Через полтора года он снова спустился к людям, полный уверенности в себе и способный сам контролировать свою жизнь.

Экстремальные всплески

С 1950 года Сосай стал проверять свою силу, выходя против быков. За свою жизнь он выходил против быков 52 раза. В трёх случаях быки были убиты наповал. В 49-ти случаях — ударом СЮТО у быков были отбиты рога. Только вот лёгкость, с которой Ояма-сэнсэй показывал всё это, создаёт совершенно ложное впечатление. Сосай любил вспоминать свою первую попытку — когда он просто разозлил быка и всё. А в 1957 году, в Мексике, Сосай чуть не погиб. Бык сумел заскочить ему за спину и поднял на рога. Ояма-сэнсэй сумел, истекая кровью, провернуться и отбить быку рог. После этого 6 месяцев он не вставал с постели, но выжил и выздоровел от раны, которую все врачи единогласно признали смертельной. В наши дни безмозглые бездельники-пиздюшата из псевдо-благих гринписообразных организаций, которые отмывают левые доходы наркокартелей и прячут от налогов сотни миллионов долларов мега-корпораций, подняли бы вой (и вонь) на тему о необходимости защиты прав убиваемых быков (у которых, по-любому, по расписанию была бойня в самом ближайшем будущем). Но виноваты не они, а те, кто их вой слушает, их вонь нюхает, и при этом — КИВАЕТ ТЫКВОЙ! Ну да это офф-топик. Стилем рассуждения Сосая о житейских перипетиях навеяно…

В 1952 году Сосай поехал с демонстрациями в США, где участвовал в большом количестве телепередач. В то время телевидение шло строго в прямом эфире! Со всеми вытекающими… В последующие годы Ояма-сэнсэй принимал ЛЮБОЙ вызов! И провёл более 270-ти боёв! Большинство из них он выигрывал ОДНИМ УДАРОМ! Бой редко продолжался более нескольких секунд. Его стратегический подход был довольно прост: «Мне бы до оппонента только дотянуться…» Он наносил удар в корпус, и оппонент падал. Если попадал в рёбра — рёбра были сломаны. Если оппонент успевал блокировать удар — блокирующая рука была травмирована. Сосая стали в газетах называть ДАЙБО:САЦУ ТЭККЭН — «Карающая длань Будды». И писали о нём, как о воплощении мифического и обожествлённого средневекового самурайского идеала ИТИГЭКИ ХИССАЦУ — «умерщвление противника одним-единственным манёвром». Для Сосая в этом был весь смысл. Он вовсю заявлял о второстепенности сложных перемещений и ненужности частой смены стоек. Кроме этого, он стал пионером в некоторых стратегических подходах в использовании тарана головой.

ДОДЗЁ

В 1953 году на поросшем травкой пустыре в Токийском райончике МЭДЗИРО Сосай организовал первые регулярные тренировки для желающих. Через три года у него накопилось достаточно денег, чтоб открыть свой первый настоящий ДОДЗЁ в зале бывшей балетной школы, вплотную прилегающей к колледжу РИККЁ. Современный КЁКУСИНКАЙКАН ХОМБУ ДОДЗЁ официально открылся в Июне 1964 года в 2-х минутах ходьбы прямо в ЭТОМ КВАРТАЛЕ и находится по этому адресу и по сей день.

В 1957 году в ДОДЗЁ уже было почти 700 членов, несмотря на огромный процент бросающих занятия из-за тяжести тренировок. В ДОДЗЁ частыми гостями были представители других школ, которые приходили для участия в ДЗИССЭН КУМИТЭ (полноконтактный спарринг). Одному из самых первых инструкторов КЁКУСИНКАЙКАН ХОМБУ ДОДЗЁ Кэндзи Като-сэнсэю принадлежит высказывание: «Мы с удовольствием смотрим на технику людей из других школ, чтоб нужное и полезное в настоящей драке как можно скорее адаптировать для себя и включить в наши тренировки.» В КЁКУСИНКАЙКАН ХОМБУ ДОДЗЁ не ограничивались только строго КАРАТЭ. В те времена в ДОДЗЁ к КУМИТЭ относились ОЧЕНЬ серьёзно. Ограничений на удары в голову тогда не существовало — считалось, что раз человек занимается БИ — он должен регулярно наносить и получать удары. Били друг друга как раскрытой ладонью, так и кулаком, обмотанным полотенцем. Тренировки по КУМИТЭ продолжались, пока один из тренирующихся громко не заявит о поражении. Травмы были постоянными, и количество бросающих тренировки было чудовищным — более 90%. Как таковых ДО:ГИ тогда ещё не было, и каждый занимался, в чём попало.

Сосай ушёл

Сосай Масутацу Ояма скончался в Апреле 1994 года от рака лёгких. Он был некурящим человеком.  Своим предсмертным завещанием он оставил во главе КЁКУСИНКАЙКАН ХОМБУ человека с огромным сердцем — Акиёси Мацуи-сэнсэя (которого его близкие ученики любя всегда, за глаза и в глаза, порой прямо обращаясь к нему на тренировках, называли Ниссима-сэнсэй, подразумевая очень тонкую интеллектуальную игру слов, из популярной сутры с наложением иероглифов и КОТОДАМА: О:ЯМА — «большая гора» НИССИМА — «Восточный остров»… «Где искать большую гору? — На восточном острове.»), у которого на тот момент был «всего лишь» 5-й фуфло-Дан. Весь мир КЁКУСИН был разорван этим решением на части (никому не напоминает это решение, например — завещание Фунакоси-сэнсэя по поводу СЁТОКАНа или О-Сэнсэя по поводу АЙКИДО, в обход реально самого крутого ученика Коити Тохэя-сэнсэя назначить в ДОСЮ своего сына… видать, знают что-то в предсмертном состоянии крутые мудрые люди… видно им оттуда больше), как в финансовом, так и в чмошнополитическом плане! Теперь много группировок заявляют, что вот только они «истинные» последователи Сосая: в прикладном, с точки зрения техник; финансовом; а то вообще даже «духовном» плане! ПИЗДЕЦ! Нельзя, конечно, не порадоваться, что, как в случае с АЙКИДО, так и в случае с КЁКУСИНом — во всех этих разрозненных и собачащихся друг с другом группках — чтят память основателей. Довольно-таки свято. НО! БЛЯ! От этого оппоненты в драках быстрее в лужи не садятся! Как раз наоборот! Вместо того, чтоб ТРЕНИРОВАТЬСЯ вместе! Как можно регулярнее! Эти лохи тратят кучу усилий на доказывание своей непричастности к семейству верблюжьих! ТЬФУ!

Полная отсебятина

 Я счастлив и я горжусь тем — что я в живую, в реале видел ГЛАЗА СОСАЯ! Его удивительный, идеально сфокусированный взгляд — был, есть и будет для меня АБСОЛЮТНЫМ вдохновением!!! В том числе и вдохновением на организацию совместных тренировок. Снова! И снова! И снова! Я думаю, уже достаточно есть «наших» — бывших на совместных тренировках — которые в вышеизложенном увидят конкретные корни совершенно реально пережитого на совместных тренировках.

 

 

А. Смирнов

 

 

 

Уж больно сильно я до сих пор в своём сердце храню много тепла к КЁКУСИНКАЙ КАРАТЭ, и к Сосаю Масутацу Ояме… и мне больно было видеть, что происходило после его смерти, и мне хочется чтоб все, кто на Руси занимаются КЁКУСИНКАЙ знали хотя бы минимум. Итак КЁКУСИНКАЙ записывается тремя иероглифами 極真会 . Именно эти три иероглифа записаны вертикально каллиграфической скорописью на левой стороне куртки у всех занимающихся (если ты внимательно присмотришся к графике — даже не зная японского ты увидишь знакомые графические элементы начертания). Итак смысл! 極 — КЁКУ (английская транскрипция латинскими буквами Kyoku /отсюда и взятое через перевод с третьего языка ошибочное написание этих звуков кириллицей «киоку» ) означает «полюс» (как северный полюс, или как полюс в смысле наивысшая точка достижения, как апогей). 真 — СИН (нижнее чтение — МАКОТО) (английская транскрипция латинскими буквами Shin /отсюда и взятое через перевод с третьего языка ошибочное написание этих звуков кириллицей «шин» )- «истина, правда». Ну и наконец 会 — КАЙ — «общество, собрание, встреча». Таким образом КЁКУСИНКАЙ — это общество КЁКУСИН или «общество полюса /апогея/ правды»… Другими словами «у нас не врут»… хе-хе-хе… Ну а происхождения прононса Киокушинкай от английского написания — Kyokushinkai — я думаю понятно… (хотя это ещё что — я за свою жизнь слышал как простенькую корку «Кийёкшынхай»… так и заковыристую «Да ты чо! у меня друг вааще уже второй год Кыйок Шанхайским каратЕ занимается…!!!» )