Такэ сэнсэй

ГЕРОЙ — человек, которым восхищаются
за храбрость, благородство и т.д.,
центральное действующее лицо романа,
пьесы или художественного фильма.

 

Когда я был маленьким, у меня было много героев: Александр Медведь, Владимир Высоцкий, Брюс Ли, Валерий Харламов, Мухаммед Али, Джин Симмонс, один из моих первых настоящих тренеров по Боевым Искусствам Алексей Коротяев. Это были люди, которых я очень уважал и хотел быть похожим на них.

В Америке я с ужасом столкнулся с становящейся модной тенденцией разрушать образ и репутацию героев. Бульварные газетёнки и журнальчики типа «Стар» и «Нэйшонал Инкуайарер» посвятили целые отделы своих редакций раскапыванию грязного белья и наглой фабрикации скандалов. Успокаивало лишь то, что народ в США был знаком с принципами бульварной прессы уже не первое столетие и развил определённый иммунитет к подобного рода изданиям. Намного более горьким оказалось для меня ознакомление с Российской бульварной прессой. В газете «ТВ-парк», за неимением даже крохи таланта и сколь-нибудь адекватного финансирования, просто стали перепечатывать пошлые и дешёвые фабрикации из «Стар», слово в слово и даже без сноски на первоисточник, вероятно, положась на то, что в России по-английски прессу читает не так уж много народу, и даже те, кто читает — на «Стар» не польстятся. В то же время Русский читатель долгое время был ограждён от бульварной гадости «Железным Занавесом», и реагировать на неё правильно не умеет. Русские верят в то, что пишет пресса! И пока не чуствуют разницы между бульварщиной и серьёзным изданием. Образ и репутация героев в Росии страдают намного сильнее. В результате этого дети теряют ориентацию в жизни. У них смещается понятие о том, что можно и что нельзя. Дети начинают искать ответов на свои жизненные вопросы в преступности и наркотиках. Люди пропитываются злобной завистью к успехам, славе и состоянию других людей. В мире Боевых Искусств завистливые ничтожества бросают на словах вызов истинным мастерам зная, что при современных условиях и законах боя не состоится. Такие ничтожества поднимают свои репутации такими выступления только благодаря тому, что дети стали больше читать комиксы про Супермена, а не басни Крылова: и фразу «ай Моська, знать она сильна, что лает на слона…» не знают. Главный интерес таких шарлатанов от боевых искусств — просто дешёвая реклама. Журналы вовсю строчат статейки о «каратэ против других видов Боевых Искусств». Мы утратили истинный смысл Будо и Бусидо! Как дети, так и взрослые уже не в состоянии отличить, где реальность, а где кино. В шарлатанских школах Боевых Исусств целью обучения становится пояс, а не основы техники, не этикет, не выдержка и даже не способность «настучать кому-нибудь по роже». Ученики начинают погоню за количеством приёмов, ката или какими-то загадочно-секретными методами ведения боя. Таким ученикам и невдомёк, что не освоив элементарных основ техники, нельзя построить базу для освоения сложных приёмов. А тем временем настоящие герои на татами показывают пример и ведут своих учеников по длинному и тяжёлому пути Будо и не дают им сбиться с дороги.

Мои родители научили меня, что для того, чтобы стать человеком, нужно учиться у Великих учителей. Став взрослее и воплощая это в жизнь, я приехал в Лос Анжелес для того, чтобы начать своё обучение в Тэнсин Бугэй Гакуэн (Школе Традиционных Искусств «Небесная Душа»). Мастером в Додзё был Сихан Стивен Сигал, известный в Японии под именем Такэ Сигэмити. Я знал, что Сихан Сигал к тому времени уже снялся в своём первом фильме («Над законом» или «Нико»/в России/), но я выбрал его додзё не поэтому. Я также справедливо предполагал, что из-за своей популярности на обычных тренировках Сигал-сэнсэй не показывается. Именно тогда я и встретил единственного личного ученика Стивена Сигала, главного инструктора Тэнсин Бугэй Гакуэн Харуо Мацуоку-сэнсэя. Меня сразу озадачило: почему японец в Японии выбрал себе американца в учителя? Ведь даже среди американцев лучшими инструкторами считаются японцы. Почему Мацуока-сэнсэй не выбрал себе в учителя японца? У меня стали складываться отношения учителя/ученика с Мацуокой-сэнсэем, и почти сразу я стал заниматься с ним один на один, начиная с белого пояса, который я с гордостью носил 7 лет. Я был просто потрясён техникой Мацуоки-сэнсэя и гармонией в его жизни. Он очень сильно любит своих учеников, и он очень сильно предан своему мастеру-учителю Стивену Сигалу. Я прочёл много книг про О-сэнсэя (основателя АЙКИДО), АЙКИДО, философии этого Искусства. По мере того, как я развивал осознание АЙКИДО, Мацуоки-сэнсэя, Додзё и Сихана Сигала, я понял, что буду заниматься АЙКИДО до конца. В самом начале моего ученического пути я хотел побольше узнать об истории Додзё и Стивена Сигала, что привело меня к изучению многих аспектов японской культуры. В Додзё меня учили СЁДО (каллиграфии), макробиотике (самурайской диете), ТЯДО (чайной церемонии), КОДЗИКИ (истории), МИСОГИ (закаливанию холодной водой), СОДЗЮЦУ (фехтованию на копьях), КЭНДЗЮЦУ (фехтованию на мечах) и ДЗЁДЗЮЦУ (фехтованию на палках). Это была концепция полного Будо, созданная Стивеном Сигалом.

Я вовсю изучал АЙКИДО Стивена Сигала и пытался принести гармонию в мою жизнь под руководством Мацуоки-сэнсэя. Примерно в то же время я начал замечать отвратительные статейки в бульварных газетёнках Голливуда, порочащие Стивена Сигала. Что же это происходит — думал я: «С одной стороны меня учат гармонии и способности положительно относиться к жизненным перепитиям, а с другой стороны — эта гадость!»

Меня очень беспокоили все эти бранные и очерняющие статьи, потому что перед глазами у меня великим контрастом всегда был Мацуока-сэнсэй — идеальный учитель, у которго потрясающая техника, и в то же время потрясающая гармония в жизни и семье. Мацуока-сэнсэй учился у Сихана Сигала последние 22 года. У Великого Мастера всегда найдётся ученик, который станет Великим. Мацуока-сэнсэй стал Великим учителем! Но ведь если ученик прекрасен как инструктор и как человек, тогда Мастер должен быть ещё лучше…

Меня разбирало тяга узнавать про Сихана Сигала всё больше и больше. Я хотел тренироваться с ним и узнавать правду про этого человека. В его Додзё меня учили настоящей гармонии, и это удерживало меня много раз от вступления в ненужные споры про человека, которого в то время я почти не знал.

20-го августа 1990 года мне была оказана Великая честь личной тренировки с Сиханом Сигалом. После этого у меня появилась возможность проводить с ним время, беседы и т.д. относительно регулярно. Я сразу даже и не понял что стало происходить с мной. Моя жизненная философия стала резко меняться под влиянием Сихана Сигала и его ути-дэси Харуо Мацуоки-сэнсэя. Я пошёл по пути гармонии, духовного и физического развития, а также моя карьера пошла вверх.

Тем временем борзописцы из бульварных газетёнок совсем распоясались. Их статейки становились всё хуже и наглее. И тут впервые я столкнулся с тем, что именно самые отвратительные из них вовсю перепечатывают в России. Со временем я ощущал всё большую необходимость поделиться с Русскими людьми своими знаниями о Сихане Стивене Сигале. В этой статье я попытаюсь отразить некоторые аспекты жизни Сигала-сэнсэя, которых простая публика не знает. Некоторые из этих аспектов очень личные, и он не поделится ими с человеком, которого не знает близко.

Я считаю, что есть два основных аспекта жизни Сигала-сэнсэя: его Голливудская карьера в кино и его личные философия и учения, которые он передаёт через Мацуоку-сэнсэя своим ученикам. Сихан Сигал в Японии переходил от Мастера к Мастеру, изучая истоки искусств, которые он постигал. Он тренировался у Великих учителей по каратэ, кэндо, дзюдо, айкидо, кэндзюцу, восточной философии, религии Синто, Дзэн Буддизма, акупунктуре и восточной гомеопатии. Через долгие и тяжкие годы жизни в Японии я попытаюсь пролить иной свет на жизнь и достижения этого Американского Мастера. Давайте же взглянем на жизнь человека, кторому предстояло стать кино-звездой. Взглянем на многие годы тренировок, самодисциплины, исследований и познаний, которые сделали из Стивена Сигала Мастера гармонии и Великого Мастера Боевых Искусств.

Стивен Сигал родился 10-го апреля 1952 года в пригороде Детройта в штате Мичиган. В семье Стефэна и Пэт Сигал он был первым мальчиком после трёх девочек. Семья в 1957 году переехала в Фуллертон, что прямо рядом с Лос Анжелесом, в Калифорнии. Миссис Пэт Сигал была приёмщицей-администратором в поликлинике, а её муж — учителем математики в школе. Семья была очень религиозной и растила детей в духе Епископальной церкви. В середине пятидесятых, ещё в Мичигане, отец повёл ещё совсем крошечного Стивена на матч по Американскому футболу, на котором в перерыве была демонстрация Боевых Искусств стареньким японцем очень маленького роста. Он был как волшебник. Он раскидывал нападавших на него гигантов атлетов, как скомканую газету. Маленький Стивен был настолько потрясён, что уже тогда что-то внутри него повернулось в сторону изучения Боевых Искусств. С семи лет Стивен начинает заниматься каратэ. К пятнадцати годам он становится типичным уличным подростком, живущим от драки к драке. К тому же он стал очень независимым и пытался понять, что делать дальше в жизни. Он устроился на работу в ресторанчик «Бёргер Кинг» и переехал жить отдельно. Примерно в это же время в его жизни произошёл переворот, изменивший Стивена навсегда. Сигал встретил мастера АЙКИДО Сихана Кёси Исисаки, который в то время был старшим инструктором Айки-Кай Апельсинового графства (недалеко от Лос Анжелеса). Стивен Сигал очень быстро стал лучшим студентом Исисаки и участвовал с последним на многих показах и фестивалях в «Японской деревне», расположенной тогда в местечке Диир Парк, в Калифорнии. В то время Айкидо в Америке было совсем не известно.

В возрасте 17-ти лет у молодого Стивена Сигала уже появился несгибаемый стержень и чувство гармонии. Именно тогда он принял решение переехать в Японию, чтоб учиться у мастеров. В самом начале 70-х он встретился с японкой по имени Мияко Фудзитани, которая стала матерью его первых двух детей: сына Кэнтаро и дочери Аяко.

Первые годы Сигала в Японии были очень жестокими. Было тяжело найти работу, чтоб заработать денег на пропитание, и было тяжело найти мастера, который взял бы его в ученики. Сигал-сэнсэй вспоминает: «Я нашёл потрясающего мастера Дзэн-Кэндзюцу, но он жил в монастыре, и чтоб заниматься у него, надо было стать монахом в этом монастыре. Для того, чтоб в Японии стать монахом, необходимо подать письменное прошение, написанное по всей форме, каллиграфически, служителю у ворот и ждать ответа. Меня даже не удостоили ответом. На следующий день я снова пришёл с прошением. Через день снова… Так продолжалось ровно год. На 366-й день служитель вынес мне ответ в котором говорилось, что, к сожалению, людских мест у них нет, но есть свободная собачья конура. На что я попросил кисточку и незамедлительно написал: Я умею лаять и ползать на четвереньках. Тогда меня пригласили внутрь.»

В 1975 году Сигал-сэнсэй стал первым в истории Японии американцем, открывшем здесь Додзё! Быть американским инструктором Боевых Искусств в Японии оказалось очень трудно; постоянно разные мастера бросали ему вызов, чтоб проверить его технический уровень. Это продолжалось в течении двух лет, пока Стивен Сигал не заработал себе репутацию одного из ведущих мастеров АЙКИДО Японии. Иронично, но факт: в Японии репутация Стивена Сигала стала очень схожа с репутацией устрашающего всех мастера Дайто-Рю Айкидзюдзюцу Сокаку Такэда. Знаменитый учитель О-сэнсэя был консервативным до средневековости самураем, который вступал в сотни схваток до смерти, только чтоб доказать, что его техника сильнее. К сожалению, Такэда так и не смог развить в себе духовной стороны искусства, мастером которой является Стивен Сигал.

Философия Сигал-сэнсэя в преподавании АЙКИДО простая: «Это должно быть эффективно на улице!» Много мастеров АЙКИДО развили много разных стилей, и их техника очень пассивная. Пассивный стиль АЙКИДО может подвести в схватке. Я не хочу чтоб меня превратно поняли. Сигал-сэнсэй не толкает учеников к ненужным постоянным дракам. Просто он подчёркивает, что если кто-то напал, сумей себя защитить! АЙКИДО Стивена Сигала прочно привязано к философским корням религии Омото-кё — религии О-сэнсэя!

Сигал-сэнсэй стал преданным последователем религии Синто и в особенности секты Омото-кё, в которой О-сэнсэй был членом. Сразу по приезду в Японию Сигал-сэнсэй стал проводить много времени в медитациях и в молитвах, и он сразу заметил как его техника стала меняться. Сигал-сэнсэй тренировался строго по 8 часов в день! И даже сейчас, став знаменитостью Сигал-сэнсэй тренируется не менее 4 часов в день и не менее 2 часов в день медитирует.

В какой-то момент Сигал-сэнсей почуствовал, что зашёл в тупик в своём развитии. И он начал разыскивать мистических учителей О-сэнсэя. Сихан Сигал учился у таких великих мастеров как Сэо, Тохэй, Исояма и Абэ.

О последнем надо говорить особо. Под конец своих изысканий Сихан Сигал наконец встретил человека, который смог вывести его из тупика. Великого мастера по каллиграфии и АЙКИДО Сэйсэки Абэ. Абэ-сэнсэй имеет 10 Дан по АЙКИДО и является мастером каллиграфии на уровне государственного достояния Японии. Он является администратором во всемирном штабе Айки-Кай в Токио. Абэ-сэнсэй был награждён орденом японского правительства Будо Корося за великолепие в Боевых Искусствах. Он является старшим инструктором в 11 университетах. Он был учителем О-сэнсэя по каллиграфии! Его каллиграфические произведения выставлялись во всём мире, включая знаменитый фестиваль на Родео Драйв в Беверли Хиллз в 1982 году. Он был учителем Стивена Сигала. Великий мастер Абэ ежегодно посещает Тэнсин Бугэй Гакуэн для проведения семинаров по АЙКИДО и каллиграфии. Абэ-сэнсэй вспоминал про Сихана Сигала: «Такэ-сэнсэй в Японии заработал себе славу большого мастера Айкидо. А когда я встретился с ним, он хотел побольше разузнать про обучение у О-сэнсэя. Я был потрясён его техникой Айкидо и согласился взять его в личные ученики. Позже мы вместе участвовали во многих семинарах.»

Существует занятная история о том, как Стивен Сигал впервые попал в кинобизнес… Это произошло в начале 1982 года в Киото. Стивена Сигала пригласил знаменитый мастера по японскому фехтованию на мечах Оноха Итторо на съёмки фильма «Вызов» как эксперта по японскому фехтованию. Стивена Сигала попросили поставить несколько боёв на мечах и привести своих учеников из Тэнсин Додзё для массовок. В фильме снимался Тосиро Мифунэ, кинозвезда огромной величины в Японии. Тосиро Мифунэ зашёл в офис и, не зная, что Стивен Сигал свободно говорит по японски пробурчал: «А это что за белая обезъяна?» Итторо, одетый в традиционное японское кимоно и хакама, подошёл к Мифунэ, отвёл его в сторону и тихо сказал: «Этот человек может меня учить фехтованию.» После чего просто поклонился и вышел.

После переезда Тэнсин Додзё в Лос Анжелес, в Шерман Уэй на бульвар Вентура в Октябре 1983 года Сихан Сигал позвонил в Осаку, в Японию, и вызвал своего ути-дэси Харуо Мацуоку в США. Мацуока-сэнсэй только закончил колледж и был очень рад присоединится к додзё своего мастера. Присутствие Мацуоки-сэнсея оказалось решающим фактором, позволившим Сихану Сигалу осуществить свои далеко идущие замыслы. Была запланирована презентация, посвящённая открытию додзё, на которую разослали приглашения многим мастерам из oкрестностей Лос-Анжелеса. После этого события всем в США стало ясно, что Сихан Сигал более чем серьёзный мастер Боевых Искусств.

Обладатель 1-го дана Фил Чен вспоминает: «Я впервые встретил Сихана Сигала на семинаре в Северном Голливуде, и я был потрясён его техникой. Я немедленно вступил в Тэнсин Додзё. Ситуация тогда была настолько отчаянной, что несколько учеников жили в додзё. Классы тогда были настолько малочисленны, чтой порой были только я, Мацуока-сэнсэй и Сихан Сигал. Всего тогда в членах насчитывалось 20 человек.»

В январе 1984 года Додзё переехал на угол бульваров Кауэнга и Магнолия в Северный Голливуд. Сихан Сигал ещё в Японии познакомился с актёром Джеймсом Кобёрном. Ранее Кобёрн тренировался с Брюсом Ли и на похоронах последнего нёс гроб. Кобёрн не «сачковал» на тренировках и вообще был большим почитателем Великих Мастеров в Боевых Искусствах. В 1984 году Джеймс Кобёрн возобновил дружбу с Сиханом Сигалом и был под огромным впечатлением от тренировок с ним. Он всем говорил, что такой Мастер Боевых Искусств, как Стивен Сигал, встречается только раз в жизни. Имя Стивена Сигала стало циркулировать в Голливудских кругах. Несколько Голливудских «воротил» высказали заинтересованность в просмотре демонстрации способностей Стивена Сигала. В 1984 году Кобёрн появился со Стивеном Сигалом в нескольких телепрограммах. Толпа ревела от восторга. Сигал показывал приёмы с ножом, с мечом и без оружия, останавливая изощрённейшие атаки Мацуоки. Эти программы вызвали новую волну демонстраций и семинаров. Очень известный Голливудский сценарист и почитатель Боевых Исскуств, попросивший меня не упоминать его имени, человек, в своё время запустивший карьеру Брюса Ли, вспоминает: «На меня произвёл огромное впечатление талант Стива. Его техника была умопомрачительна. Все были уверены в нём, как в Бойце. Если он заходил в чей то дом во время вечеринки, все сразу переставали разговаривать, оборачивались на него, а потом начинали толкать друг друга локтями и спрашивать о нём. И это было задолго до того как он стал звездой. Помимо этого, он один из самых умных людей из моих знакомых. У меня как-то появились электронные часы, и я понятия не имел как их запрограммировать; я отдал их Стиву, и уже через две минуты он мне их вернул и объяснил, как пользоваться. Так же и с музыкальными инструментами. Он мог почти сразу начать наигрывать мелодию на инструменте, который до того в глаза не видел. Я рекомендовал его Стерлингу Силлифанту, который писал сценарий для Сильвестра Сталлоне и сказал ему, чтоб он вписал в сценарий роль для Стива.»

Сихан Сигал спросил его, что это за роль. Сценарист сказал ему, что это приключенческий фильм и это роль помощника главного героя. И что Стивену заплатят 10000 долларов. Сихан Сигал, тогда катастрофически нуждался в деньгах, но сказал: «Меня это заинтерисует, только еси я буду играть противника Сталлоне.» В то время сценарист так и не понял, о чём говорил Сихан Сигал. Было очевидно, что Стивена Сигала не манил свет Голливудских звёзд. Его друзьям стало ясно, что если он войдёт в бизнесс, то только по-крупному. У него была огромная вера в себя, не зависящая от того, что думали и говорили люди.

В конце 1985 года, во время очередной поездки Сигала в Японию, он встретился с актрисой и моделью Келли ЛеБрок, и они стали встречаться.

В 1986 году Майк Овиц, хозяин агенства «Талантливые Артисты» и, в то время, пожалуй, самый влиятельный человек в Голливуде заинтересовался АЙКИДО Стивена Сигала и стал его личным учеником.

Овиц, находясь под впечатлением от техники Стивена Сигала и от его характера, согласился его представлять. При помощи восходящего молодого режиссёра Эндрю Дэвиса был написан сценарий. Этот сценарий был представлен руководителям Уорнер Брозерз лично Майком Овицем.

В ноябре 1986 года Эндрю Дэвисом была снята пятиминутная проба, в которой были Келли ЛеБрок и Стивен Сигал. Руководству Уорнер Брозерз она понравилась. И они захотели, чтоб Стивен Сигал продемонстрировал, что он может им дать. Поэтому в 1987 году Овиц организовал в студии демонстрацию Айкидо для пятнадцати самых ответственных администраторов из Уорнер Брозерз. Для этого в студию специально были перевезены татами. Демонстрация длилась 10 минут, и в ней участвовали Сихан Сигал, Мацуока-сэнсэй и ещё один студент (Грэг Данн), своим размером и физическими формами превосходящий Стивена Сигала. Демонстрация оказалась яркой и динамичной. В конце все поздравляли Сигала с прекрасно выполненым заданием. Овицу перезвонили практически немедленно и сказали, что будут снимать Сигала в фильме Уорнер Брозерз «Над Законом».

В сентябре 1987 года Стивен Сигал и Келли ЛеБрок справили скромную свадьбу на сто человек гостей в итальянском ресторане в долине Сан Фернандо. Через некоторое время начали снимать фильм «Над законом». Додзё переехал, и первые кадры фильма были сняты в третьем Додзё Сигала в Калифорнии на бульваре Санта Моника в Западном Голливуде. Знаменитый тест чёрных поясов 1988 года состоялся тут же; 1-й для Сигала в Америке и со следующими результатами: Харуо Мацуока — ёндан, Ларри Рейноза — ёндан, Грэг Данн — сёдан, Фил Чен — сёдан и Шон Даусон — сёдан. Тест проводился за закрытыми дверьми и опущенными занавесками, с огромным количеством травм: выбитые зубы, вывих плеча, поломанные рёбра, кровь на татами и на ги. АЙКИДО Стивена Сигала должно быть эффективно на улице! Когда вы сдаёте тест на сёдан в АЙКИДО Стивена Сигала — это жестокий тест реальности. А вот Ваше АЙКИДО эффективно на улице? Чёрный пояс от Стивена Сигала должен быть способен защитить себя, когда требуется. По мере того, как Голливудская карьера Стивена Сигала набирала ход, его ученикам становилось ясно, что они его чаще будут видеть перед камерой, чем в додзё. Харуо Мацуоока-сэнсэй был повышен в должности и стал Главным Инструктором Тэнсин Бугэй Гакуэн.

С очень скромным бюджетом в семь миллионов долларов фильм «Над Законом» оказался очень успешным. Он собрал более 30-ти миллионов долларов. Успех фильма имел место, кроме всего прочего, благодаря тому, что в сценарий были включены реальные аспекты жизни Сигала. У фильма был прекрасный режиссёр, сценарий и фильм представил всем Сигала, Мацуоку, Тэнсин Додзё и искусство АЙКИДО. Из-за сумбурного освещения фильма журналистами сложилась странная неразбериха о том, в какой мере в этом фильме отражена реальная жизнь Сигала, а в какой — вымысел. По-моему, просто из-за артистического таланта Сигала и гениальности режиссёра фильм получился настолько душевным, что люди, смотрящие его, не чувствовали вымышленности.

В 1990 году Сигал-сэнсэй снялся в фильме «Смерти вопреки» со своей женой Келли ЛеБрок. В интервью телепрограмме Арсенио Холла Стивен Сигал сказал, что этот фильм было тяжело снимать. Было очевидно, что режиссёр и Сигал-сэнсэй просто не могли найти общий язык. Несмотря на мнение Сигала, что фильм мог быть гораздо лучше, фильм был очень успешным и собрал более 50-ти миллионов долларов. В этом же году вышел фильм кинокомпании 20-й Век Фокс «Его надо убрать». Продюссеры позволили Сигалу много вольностей. И Сихан Сигал считает, что в этом фильме сняты лучшие боевые сцены его карьеры.

Как большинство Голливудских звёзд, Сигал мог делать только один-два фильма в год. В 1991 году вышел фильм кинокомпании Уорнер Брозерз «Во имя справедливости», снятый в Бруклине, в Нью-Йорке.

После многих неудачных попыток администрация наконец добилась подписи Сигала под контрактом на фильм «В осаде». Снова Сигал встретился в работе с режиссёром Эндрю Дэвисом. Критики в один голос хвалили режиссёра, актёров и сценарий.

В 1992 году Додзё переехал на своё последнее место — бульвар Нэйшонал в Западном Лос-Анжелесе. Очень тихий район. Подальше от Голливудского блеска и фильмов Стивена Сигала. Самый консервативный Додзё в Америке расцветал под руководством Харуо Мацуоки-сэнсэя. Поток учеников изменился качественно. Теперь реже в Додзё приходили помешанные на Сигале киноманы и чаще — ученики, ищущие первоклассное преподавание АЙКИДО. Додзё ни разу не свернул с пути, обозначенного Стивеном Сигалом.

В 1993 году была закончена подготовка к съёмкам фильма «Человек чести», но после первой недели съёмок фильм был остановлен. Джо Рот ушёл из компании, и фильм не смогли финансировать. Стивен Сигал заплатил более миллиона долларов зарплаты работникам из своего кармана. А это был бы дебют Сигала как режиссёра.

Уорнер Брозерз быстро воспользовались ситуацией и предложили Сигалу стать режиссёром фильма «В опасной обстановке». Фильму быо выделенно 50 миллионов долларов, и в нём снимались замечательные актёры.

В 1994 году Стивен Сигал подписал контракт с Уорнер Брозерз на четыре фильма.В 1994 году Стивен Сигал подписал контракт с Уорнер Брозерз на четыре фильма. Первый из которых оказался «В осаде 2. Тёмная территория».

Для кинокомпании Колумбия Пикчерз Сигал-сэнсэй сделал фильм «Огонь в преисподней», а для компании Парамаунт готовится к выходу фильм «Патриот».

В 1988 году в мире мало кто знал про Айкидо. Мало кто знал про Стивена Сигала. Благодаря долгим и тяжким годам лишений и тренировок, всего за пять лет Стивен Сигал сумел это изменить.Он сумел свою «сказку сделать былью».

ГЕРОЙ — человек, которым восхищаются за храбрость, благородство и т.д.; центральное действующее лицо романа, пьесы или художественного фильма.

Для меня Великая Честь иметь отношение к Мацуоке-сэнсэю, Абэ-сэнсэю, Сигалу-сэнсэю и к Тэнсин Додзё.

А. Смирнов