О статье Тосисиро Обата «Самурайское Айкидзюцу»
ВОПРОС : Можете ли вы прокомментировать известную статью Тосисиро Обата «Самурайское айкидзюцу» на предмет его отношения к реальности техники Айкидо в Айкикае. И вообще, кто он есть такой в мире БИ? Вопрос задан ввиду того, что на основании этой статьи во многих форумах Айкидо рассматривается как результат кастрации традиционного БИ.
А.СМИРНОВ : Тосисиро Обата конкретно к Айкикай имеет не такое уж и тесное отношение. Он считает себя наследником (и хранителем документов эту родственную связь подтверждающими) известного клана ТАКЭДА (к Дайто-рю Сокаку Такэда не имеющего отношения, просто однофамильцы), разгромленного в битве под СЭКИ-ГА-ХАРА Токугавой. Я с ним лично встречался на нескольких фестивалях по БИ, к тому же его ДОДЗЁ в Лос-Анжелесе находится недалеко от моего офиса. Пару раз я заезжал и туда. Он производит впечатление очень приятного в общении, интеллигентного и серьёзного человека. Близко я его совершенно не знаю, но из того что я видел на его демонстрациях — его техника очень походила на «быстрое ДЗЮ-ДО» в стиле Сайго (один из ближайших и первых учеников Дзигоро Кано)
От меня редко можно услышать такую похвалу, но это мое искреннее мнение. Я узнал эту книгу, я читал её в оригинале. Это один из лучших переводов чего-либо, на что я наталкивался. Большое спасибо за ссылку. Я обязательно буду многим её рекомендовать. А с понятием «кастрации БИ» я нечасто сталкивался. У каждого мастера — свой путь и своё понимание вещей. Обата-сэнсэй может быть где-то в чём-то высказывается за возрождение самурайского духа не просто до реконструкции Мэйдзи, но вообще до эпохи Токугавского правления. Ему очень по душе период Камакура. Только куда нам девать результат мутации (или лучше сказать «преобразования») этого духа за последние 400 лет?
ВОПРОС : Я сталкивался с подобными мнениями по отношению к современным будо, которым обычно противопоставлялись предшествовавшие им будзюцу как БИ, не испорченные современной цивилизацией.
А.СМИРНОВ : Знаете, в подобных случаях мне на ум приходит цитата из поэмы «Бородино»:»Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…»
Другими словами пожилое поколение в некой ностальгической форме всегда вспоминает «старые добрые времена», когда «всё было правильнее, мужчины сильнее, женщины красивее, а дети послушнее». Множество раз я сталкивался с подобными примерами и в японской литературе. Да, вот в старые времена было то-то и то-то и это было благороднее, сильнее, грациознее. У меня есть лично моё мнение, которым я открыто делюсь, но на котором не настаиваю. На мой взгляд здесь очень подходит английская поговорка «That was then and this is now» (Так было тогда, а эдак сейчас). Другими словами, в соответствии с той или иной эпохой люди выбирали себе манеру поведения, постройку жилища или моду на одежду. На мой взгляд это же самое правило (такой же подход) применительно и к БИ. В зависимости от эпохи (а подчас и политической обстановке на данный момент, например — АЙКИДО в 1945 году), люди, занимающиеся БИ, его изменяли по образу и подобию того времени, когда это происходило. С тем чтоб сделать БИ ещё более эффективным в той ситуации. Те или иные школы старались сохранить традиционность обрядов, в основном для того, чтобы уважить предков, другие школы — напрочь отметали обрядовость и протокол. Но и те и другие под влиянием времени просто вынуждены были меняться. Плохо это или хорошо — у меня даже нет мнения. Но на мой взгляд это нормально, так и должно быть. Конечно очень хочется, чтоб предки нами гордились, но заявить что не то что сам, а что лично знаю человека, который на 100% знает чем именно в нашем поведении (как в ДОДЗЁ, так и вне него) будут гордиться наши предки я не рискну. Наверное, чтоб это узнать надо сначала умереть. Поэтому с моей точки зрения — современная цивилизации БИ не портит, а просто изменяет. Но Ведь и стойка бойца в корне меняется в зависимости от того, ходил ли он большую часть своей жизни в деревянных ГЭТА, кирзовых (или хромовых) сапогах, или в кроссовках.
ВОПРОС :Однако некоторым не нравится, что в связи с уходом в прошлое многих условий, которые формировали БИ в том виде, в котором они существовали, БИ с чисто технической точки зрения упростились в сторону уменьшения количества приемов и техник. Ведь сейчас уже мало кто будет осваивать, скажем, методы борьбы с тяжело вооруженным самураем на лошади.
А.СМИРНОВ : Зато сейчас осваивают стрельбу из короткоствольного автоматического оружия с двух рук. Чтобы учить что-то новое — приходится подчас жертвовать чем-то устаревающим. При чём я ни в коем случае не пытаюсь отстаивать ту или иную точку зрения в данный момент. Это просто мои рассуждения вслух. Чтобы мне хотелось отстаивать — так это гармонию между старым и новым, только как её достичь — для меня пока загадка