Хамон. Отличие старого меча от нового.
Наиболее распространенные из хамонов.
Тати, изготовленный мастером Мицутада (ок. 1250 г.), основателем школы Бидзэн Осафунэ. Клинок был укорочен путем подрезания рукояти и стачиванием до отложения маси. Нижняя дыра в рукояти была сделана автором, верхняя была добавлена позднее.
Тати, изготовленный Куни-иэ Ёсихара (от рождения Содзи, 1945 г.). Сравните данный меч с тати Кото на предыдущем рисунке и обратите внимание на более универсальную форму клинка, более широкий хамон, оригинальную, не измененную форму, большую хамати и четкую подпись.
Наиболее распространенные отличия между старыми и новыми мечами.
РАЗНООБРАЗНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ МЕЧИ.
Токуто («прямой меч»), изготовленный Сейхо Сумитани (1921 г.). Данный меч выполнен в стиле прямого клинка периода Нара. Сумитани был выделен как «живое достояние нации». Катана, изготовленная Цутому Со (1927 г.) Клинок имеет острие средного размера, легкую кривизну и очень длинную рукоять с замысловатыми декоративными отметками от напильника. Катана, изготовленная Акицугу Амада (1927 г.) Хамон имеет кинсудзи и очень расплывчатый хабути. Амада очень часто работает в стиле Сосю.
Три современных катана. Первый меч изготовлен Куни-иэ Ёсихара. Этот катана похож на тати, изображенный на последнем рисунке в части «Тати и катана» и изготовленный старшим братом кузнеца, но поскольку это катана, кривизна клинка не настолько велика. Второй клинок изготовлен Ёсиндо Ёсихара в стиле хирадзукури. Лезвие имеет плоскую поверхность и не не обладает ни кровостоком, ни четко выделенным полированным острием клинка. Гравировка, также сделанная Ёсиндо Ёсихара, это стилизованное изображение кэн — древнего типа меча. Третий меч изготовлен Мориёси Таникава (1920 г.). Этот клинок достаточно широк с исключительно большим острием в стиле Нанбокуто и гуномэ хамон.