ЦУРИКОМИ — формирование основы меча
Следующий шаг состоит в обвертывании синганэ каваганэ. Сначала кузнец изготавливает из заготовки (весом чуть более килограмма) каваганэ плоскую пластину длиной приблизительно 40 см. и сгибает ее вдоль по всей длине в виде буквы U. Внутри этой U-образной пластины он размещает брусок синганэ массой около 0,5 килограмма. Мягкая сталь сердцевины не доходит до той части, которая станет режущей кромкой и которая сделана только из лучшей и самой твердой стали.
После этого полученную заготовку, состоящую из двух частей, помещают в кузнечный горн, нагревая ее пока она не станет ярко-желтого цвета (чуть выше 1300°С) и начинают сковывать эти части так, чтобы каваганэ полностью «обвернул» собой синганэ. Сварка каваганэ исинганэ между собой должна быть полной и качественной. Ошибка на этом этапе может привести к возникновению щелей или раковин внутри лезвия или к тому, что частьсинганэ выйдет на поверхность лезвия. Любая из этих ошибок будет фатальной для меча.
Этот простой тип ковки, когда куски каваганэ и синганэ сложены в виде «сэндвича», называется кобусэ-гитаэ, а такая композиция является наиболее общей формой внутренней структуры лезвия меча. Другой тип формирования внутренней структуры носит название хон-синмай-гитаэ. В этом случае лезвие состоит из трех отдельных пластин высокоуглеродистой стали, которые располагаются с двух боковых сторон и по нижнему (затачиваемому) краю. При более сложной внутренней структуре могут использоваться четыре или более отдельные пластины, из которых будут изготовлены боковые стороны, режущая часть лезвия, обух и внутренняя сердцевина. При этом части свариваются между собой по очереди. Иногда при этом используются сложные комбинации из высоко-, средне- и малоуглеродистых сталей. Однако эффект от таких комбинаций никогда не был полностью проанализирован. Возможно, при этом действительно имеются отличия по прочности, хрупкости, твердости и т.д., но маловероятно, чтобы древние кузнецы могли хорошо разбираться в этом. Большое многообразие методов ковки без сомнения является наследием различных школ, развивающихся в изоляции друг от друга многие века. В некоторых случаях, схемы комплексной сварки — результат ошибочных попыток кузнецов позднего периода Эдо на пути воссоздания «потерянных секретов» мастеров Кото.
Структура лезвия при использовании ХОН-САНМАЙ-ГИТАЭ
Структура лезвия при использовании КОБУСЭ-ГИТАЭ