МУСАСИ МИЯМОТО — 3. ПОЕДИНОК НА ОСТРОВЕ ГАНРЮ
Режиссер: Хироси Инагаки,
В главной роли: Тосиро Мифунэ.
Япония,1954.
«Мусаси Миямото — 3. Поединок на острове Ганрю» — последняя и, безусловно, лучшая часть трилогии режиссёра Хироси Инагаки. Первые две части трилогии сняты с сильным акцентом на боевую зрелищность. В последней же части большое внимание отдаётся тому, как главный герой Мусаси (Тосиро Мифунэ) ищет ответы на главные вопросы. Основной вопрос — что же делает воина действительно великим: его сила и количество его побед, или же нечто большее?
Мусаси, победивший в шестидесяти поединках, стал знаменит по всей Японии. Единственный его соперник — это молодой и амбициозный самурай Кодзиро (Кодзи Цурата). Эти два героя находятся в постоянном противоборстве, нападая друг на друга в течение всего фильма, но их честный поединок состоится только в последние его минуты. Контраст между противниками подчеркивается тем, насколько разные у них методы. Утвердив своё превосходство во многих боях, Мусаси пытается как-то совладать с сожалением, которое испытывает за смерти, причиной которых он стал. Кодзиро убивает и калечит безо всякого сожаления, и убивает четырёх неудачливых самураев, чтобы спровоцировать Мусаси на поединок. Мусаси разочарован в мирской жизни, он собирается стать крестьянином в затерянной деревушке и размышляет о превратностях жизни воина. В то же время Кодзиро поступает на службу к Даймё (губернатору), зарабатывая тем самым себе известность. Мусаси с великим риском для жизни обращает в бегство банду головорезов, но никакой славы за это не получает (как и герои фильма Куросавы «Семь самураев»). Поединок заклятых врагов, так долго откладываемый, в конце концов происходит на маленьком острове.
Если даже в «Мусаси Миямото — 3. Поединок на острове Ганрю» не хватает мощной боевой стремительности первого фильма трилогии или зрелищности батальных сцен второго, это с лихвой восполняет отличная игра актёров и превосходный сценарий. Он не только логично связывает незавершённые концовки первых двух фильмов, но и содержит несколько совершенно очаровательных эпизодов. Лучший (и самый забавный) из них — сцена в таверне, когда некий разбойник собирался напасть на занятого обедом Мусаси. Тот поверг бандита в шок, показав своё мастерство весьма оригинальным образом — палочками для риса поймал несколько мух, кружащих над столом. То, что эта сцена снята в тёмных и мрачных тонах, лишь подчёркивает комизм ситуации. Достойна упоминания дуэль против копья при помощи деревянного посоха, а также встреча Мусаси с бандитами, когда он убил одного и обратил в бегство двоих, даже не будучи вооружён. Трилогия, которую завершает «Мусаси Миямото — 3. Поединок на острове Ганрю», рассматривает легендарную историческую фигуру с точки зрения современных ценностей. Реальный Мусаси был личностью со многими гранями. Будучи иногда чрезвычайно жестоким (даже по стандартам его времени), он был ярким мыслителем, одарённым писателем и художником. Он в самом деле устроил вендетту клану Ёсиока, покалечив и унизив его главу Сейдзюро (что показано во втором фильме и убив двух его братьев. В 1612 году на маленьком острове он победил Кодзиро Сасаки (это описывает третий фильм), и именно этим заканчивается книга Ёсикавы, по которой снята трилогия. Позднее Мусаси принимал участие в осаде крепости в Осаке, где окопались остатки приверженцев режима Асикага (на стороне которых он ранее сражался), и четверть века спустя участвовал в разгроме христианской коммуны на острове Кюсю. Также многих своих противников Мусаси побеждал при помощи деревянного меча (БОККЭНА), а после поединка на острове Ганрю БОККЭН стал его единственным оружием. Последние два года своей жизни он провёл как монах, в аскетизме самоотречении, и написал книгу «ГО РИН НО СЁ» («Книга Пяти Колец»), как наследие для тех, кто придёт после него. Даже через 350 лет эта книга регулярно переиздаётся и в Японии, и в Америки, и занимает почётное место в библиотеке как адептов боевых искусств, так и студентов бизнес-специальностей.
Режиссёру Хироси Инагаки и актёру Тосиро Мифунэ блестяще удалось передать различные ипостаси личности великого человека и раскрыть его образ доступным для современного зрителя языком. Художественные преувеличения, сделанные в фильме по сравнению с книгой — лишь отражение афоризма, высказанного американским коллегой Инагаки Джоном Фордом: «Когда легенда становится действительностью, напечатайте легенду!».
Владимир Преображенский.