Раздел 2. Часть 9. Глава 1. АТЭМИДЗЮЦУ 当身術 и КЮ:СЁДЗЮЦУ 急所術
Раздел 2
КИСТЕВОЕ ОРУЖИЕ
Часть 9
Глава 1
АТЭМИДЗЮЦУ 当身術 и КЮ:СЁДЗЮЦУ 急所術
Важным элементом «традиционного» (такой термин горе-энциклопедистов) было использование АТЭМИДЗЮЦУ для атак ранимых точек на теле оппонента. Собственно, горе-энциклопедисты даже путают термины АТЭМИДЗЮЦУ 当身術 (где первый иероглиф — «удар», второй иероглиф — «тело, плоть») и КЮ:СЁДЗЮЦУ 急所術 (где первый иероглиф — «спешный, срочный, быстрый», но в сочетании со вторым иероглифом вместе это означает «важное место, важный пункт»), потому как вроде бы в обоих случаях акцент делается на использовании особенностей слабых точек на теле человека.
Однако я настаиваю, что в терминах — принципиальное различие. АТЭМИ-ДЗЮЦУ — рассматривает методы СТРОГО ударообразного поражения уже найденных подходящих мишеней на теле человека, а КЮ:СЁ-ДЗЮЦУ — рассматривает методы эффективного поиска таких вот подходящих для атаки микромишеней. При занятиях КЮ:СЁ-ДЗЮЦУ в большинстве РЮ:ХА много внимания уделялось тщательному изучению древне-загадочных дальневосточно-видных медицинских трактатов. При занятиях АТЭМИ-ДЗЮЦУ много внимания уделялось атлетической подготовке и доведению ударных поверхностей своего тела до нужной кондиции.
АТЭМИ-ДЗЮЦУ большинство РЮ:ХА подразделяли на УТИ-ВАДЗА 打技 (где первый иероглиф «бить») ЦуКИ-ВАДЗА 突技 (где первый иероглиф «протыкать, ткнуть»), КЭРИ-ВАДЗА 蹴技 (где первый иероглиф «пинать») и ТАЙТАРИ 体足り (толчки телом). Во всех них использовались навыки КЮ:СЁ-ДЗЮЦУ. Но, кроме этого, те же навыки увеличивали эффективность и СИМЭ-ВАДЗА 締技 (где первый иероглиф «затягивать, душить»), и НАГЭ-ВАДЗА 投技 (где первый иероглиф «бросок»), и КАНСЭЦУ-ВАДЗА 関節技 (где первые два иероглифа вместе означают «сустав, стык»). Посему я продолжаю настаивать, что путать местами АТЭМИ-ДЗЮЦУ и КЮ:СЁ-ДЗЮЦУ — ошибочно. И тем более ошибочно — использовать один вместо другого.
В ДЗЮДЗЮЦУ уже в средневековообразные времена закладывались традиции использования АТЭМИ-ВАДЗА как прелюдии перед чем-то более серьёзно-разрушительным. Например, перед НАГЭ-ВАДЗА, за которым следовало КАНСЭЦУ-ВАДЗА. Или как технику контроля за смещением оппонента относительно себя или какого-то места. Посему постепенно АТЭМИ-ВАДЗА отводилась всё более и более второстепенная роль в тренировочном процессе в этих РЮ:ХА. Во многих средневековых свитках описаны горе-попытки некоторых РЮ:ХА тратить время и силы на поиски загадочного волшебномагического и легендарного принципа ИККЭН ХИССАЦУ 一券必殺 («с одного удара в лужу посадимши»), но… хе-хе-хе-хе-хе-хе-хе чего-то количество средневековообразных свитков, в которых бы такие усилия описывались, как увенчавшиеся успехом — упорно стремится к нулю… Неважно, насколько круто тот или иной боец заполировывал навыки АТЭМИ-ДЗЮЦУ и КЮ:СЁ-ДЗЮЦУ — стопудовомгновенного результата на месте и слёту — супротив достаточно опытного оппонента — так и не получалось. То противник попадётся увёртливый, мать его! То слабо чувствительный к боли по той или иной причине (обдолбался, обкурился, с бадунища). То из-за нервяка удары криво пошли. То из-за особенностей бертильонажа ту или иную слабую точку на теле оппонента — никак не нащупать… Короче, то понос, то чахотка…
В попытках создания оружия, приумножающего разрушительный эффект от использования навыков АТЭМИ-ДЗЮЦУ и КЮ:СЁ-ДЗЮЦУ, и рождалось большинство видов КИСТЕВОГО ОРУЖИЯ, описанных в этом разделе. За редкими исключениями, это оружие старались делать как можно более компактным, как раз из вышеизложенных соображений. Оружие с небольшими заострениями, такое, как СУНТЭЦУ и ДОККО, повышало эффект попадания при атаке в КЮ:СЁ и причиняли страшные страдания (а порой паралич и смерть). Более тяжёлые и менее ловкообразные в использовании кистевые виды оружия, такие, как МУСАСИ КАЙКЭН и НАГАО РЮ: ТЭККАН, а также ТЭККЭН, НАНБАНКАГИ, ТЭССЁ: и СЮТО:ГАНЭ, изготавливались с целью нанесения тяжких компрессионных травм при АТЭМИ-ВАДЗА в область лица, головы, шеи, груди и для повреждений мышечной ткани. Естественно, подразумевалось использование всех этих видов кистевого оружия при гражданских разборках — в повседневной одежде (ХЭЙФУКУ КУМИУТИ 平伏組打) — и они не использовались официальными лицами или на поле боя против оппонента в доспехах. Соответственно и основное развитие виды малоизвестного, очень холодного, средневековообразного, компактного, кистевого японооружия получили в период БАКУФУ ТОКУГАВА. Предпосылки исторические для этого были соответствующие.
Однако я настаиваю, что в терминах — принципиальное различие. АТЭМИ-ДЗЮЦУ — рассматривает методы СТРОГО ударообразного поражения уже найденных подходящих мишеней на теле человека, а КЮ:СЁ-ДЗЮЦУ — рассматривает методы эффективного поиска таких вот подходящих для атаки микромишеней. При занятиях КЮ:СЁ-ДЗЮЦУ в большинстве РЮ:ХА много внимания уделялось тщательному изучению древне-загадочных дальневосточно-видных медицинских трактатов. При занятиях АТЭМИ-ДЗЮЦУ много внимания уделялось атлетической подготовке и доведению ударных поверхностей своего тела до нужной кондиции.
АТЭМИ-ДЗЮЦУ большинство РЮ:ХА подразделяли на УТИ-ВАДЗА 打技 (где первый иероглиф «бить») ЦуКИ-ВАДЗА 突技 (где первый иероглиф «протыкать, ткнуть»), КЭРИ-ВАДЗА 蹴技 (где первый иероглиф «пинать») и ТАЙТАРИ 体足り (толчки телом). Во всех них использовались навыки КЮ:СЁ-ДЗЮЦУ. Но, кроме этого, те же навыки увеличивали эффективность и СИМЭ-ВАДЗА 締技 (где первый иероглиф «затягивать, душить»), и НАГЭ-ВАДЗА 投技 (где первый иероглиф «бросок»), и КАНСЭЦУ-ВАДЗА 関節技 (где первые два иероглифа вместе означают «сустав, стык»). Посему я продолжаю настаивать, что путать местами АТЭМИ-ДЗЮЦУ и КЮ:СЁ-ДЗЮЦУ — ошибочно. И тем более ошибочно — использовать один вместо другого.
В ДЗЮДЗЮЦУ уже в средневековообразные времена закладывались традиции использования АТЭМИ-ВАДЗА как прелюдии перед чем-то более серьёзно-разрушительным. Например, перед НАГЭ-ВАДЗА, за которым следовало КАНСЭЦУ-ВАДЗА. Или как технику контроля за смещением оппонента относительно себя или какого-то места. Посему постепенно АТЭМИ-ВАДЗА отводилась всё более и более второстепенная роль в тренировочном процессе в этих РЮ:ХА. Во многих средневековых свитках описаны горе-попытки некоторых РЮ:ХА тратить время и силы на поиски загадочного волшебномагического и легендарного принципа ИККЭН ХИССАЦУ 一券必殺 («с одного удара в лужу посадимши»), но… хе-хе-хе-хе-хе-хе-хе чего-то количество средневековообразных свитков, в которых бы такие усилия описывались, как увенчавшиеся успехом — упорно стремится к нулю… Неважно, насколько круто тот или иной боец заполировывал навыки АТЭМИ-ДЗЮЦУ и КЮ:СЁ-ДЗЮЦУ — стопудовомгновенного результата на месте и слёту — супротив достаточно опытного оппонента — так и не получалось. То противник попадётся увёртливый, мать его! То слабо чувствительный к боли по той или иной причине (обдолбался, обкурился, с бадунища). То из-за нервяка удары криво пошли. То из-за особенностей бертильонажа ту или иную слабую точку на теле оппонента — никак не нащупать… Короче, то понос, то чахотка…
В попытках создания оружия, приумножающего разрушительный эффект от использования навыков АТЭМИ-ДЗЮЦУ и КЮ:СЁ-ДЗЮЦУ, и рождалось большинство видов КИСТЕВОГО ОРУЖИЯ, описанных в этом разделе. За редкими исключениями, это оружие старались делать как можно более компактным, как раз из вышеизложенных соображений. Оружие с небольшими заострениями, такое, как СУНТЭЦУ и ДОККО, повышало эффект попадания при атаке в КЮ:СЁ и причиняли страшные страдания (а порой паралич и смерть). Более тяжёлые и менее ловкообразные в использовании кистевые виды оружия, такие, как МУСАСИ КАЙКЭН и НАГАО РЮ: ТЭККАН, а также ТЭККЭН, НАНБАНКАГИ, ТЭССЁ: и СЮТО:ГАНЭ, изготавливались с целью нанесения тяжких компрессионных травм при АТЭМИ-ВАДЗА в область лица, головы, шеи, груди и для повреждений мышечной ткани. Естественно, подразумевалось использование всех этих видов кистевого оружия при гражданских разборках — в повседневной одежде (ХЭЙФУКУ КУМИУТИ 平伏組打) — и они не использовались официальными лицами или на поле боя против оппонента в доспехах. Соответственно и основное развитие виды малоизвестного, очень холодного, средневековообразного, компактного, кистевого японооружия получили в период БАКУФУ ТОКУГАВА. Предпосылки исторические для этого были соответствующие.
Часть свитка школы КУРАМА ТЁКУЭЙ РЮ: 鞍馬直営流 показывающая КЮ:СЁ (то бишь слабые точки) на теле человека. .
А. Смирнов