Раздел 2. Часть 9. НАНБАНКАГИ 南蛮鈎
Раздел 2
КИСТЕВОЕ ОРУЖИЕ
Часть 9
НАНБАНКАГИ 南蛮鈎
НАНБАНКАГИ 南蛮鈎 является компактным, крепким и очень тяжёлым ручным оружием, выкованным из железа. По форме оно напоминает старый русский печной ухват с рукоятью. Общая длина железной части оружия примерно 17 сантиметров. Рукоять сама по себе очень тяжёлая, в сечении — круглая, 2 сантиметра в диаметре, 7.5 сантиметров длиной. На конце рукояти для предотвращения соскальзывания руки находится упор ТЭДАМАРИ 手玉 (шарообразная болванка чуть большего диаметра, чем сама рукоять). В высверленное сквозь центр ТЭДАМАРИ отверстие продевался шнур длиной 52 сантиметра. Ухватообразная часть оружия называлась МАТА 股, 8 сантиметров длиной, 4 сантиметра между зубьями, 6 сантиметров общей шириной.
Это оружие было распространено во время раннего БАКУФУ ТОКУГАВЫ, и на данный момент является очень большой редкостью. Оно описано в двух мега-энциклопедичных справочниках от НАВА ЮМИО 縄由美 под заголовком ДЗЮТТЭ ТОРИНАВА ДЗИТЭН 十手取縄辞典 (где 3й и 4й иероглифы — это имя собственное, а 5й и 6й — «справочник») и от САСАМА 笹間 под заголовком ДЗУСЭЦУ: НИППОН БУДО: ДЗИТЭН 図説-日本武道辞典 (где первые два иероглифа говорят о принадлежности к государственной летописи. То бишь об официальности справочника. То бишь о том, что на казённые деньги составлялся… и.т.д.). На данный момент я не знаю о существовании школы, которая бы занималась изучением и полировкой методов и способов использования этого оружия. Попытки (достаточно хлипкие, как-то многочасовые обзванивания кучи РЮ:ХА из гостиничных номеров в Осаке и Токио) мои обнаружить такую школу успеха не имели. Более того — по библиотекам в Осаке и в Токио — я не сумел обнаружить информации о существовании свиткообразных манускриптов, где в деталях было бы описано использование НАНБАНКАГИ.
Однако конструкция самого оружия подразумевает конкретное использование для МУТО:ДОРИ и СИРАХАДОРИ (то бишь для обезоруживания оппонента с мечом). Эта сторона ДЗЮДЗЮЦУ вообще была сопряжена с огромной опасностью. Успешное противостояние с таким оружием против вооружённого мечом противника требовала соблюдения трёх основных правил. Первое: оружие должно быть успешно сокрыто до последнего мгновения перед использованием. Второе: «тайминг»… даже не так… а вот так — «ТАЙМИНГ»! И третье: блестящее, сверкающее, молниеносное, ослепительное ИРИМИ АСИ САБАКИ. По сути — строение вилки НАНБАНКАГИ делало её эффективным инструментом для АТЭМИ ВАДЗА в область шеи и ещё более эффективным инструментом для КАНСЭЦУ ВАДЗА верхних конечностей (хе-хе-хе-ех типа рук) противника. При поимки сустава в центр ухвата и с резким поворотом тяжёлой рукояти — характер травм суставов мог доходить до непоправимого (т.е «безработный самурай»).
Для использования как инструмент КЮСЁ:ДЗЮЦУ 急所術 (где первый иероглиф — «спешный, срочный, быстрый», но в сочетании со вторым иероглифом вместе это означает «важное место, важный пункт») — НАНБАНКАГИ легко ложится в ладонь обратным хватом, и вот тут ТЭДАМАРИ становится по-особому к месту. Шнур на конце рукояти являлся надёжным крепежом к кисти, и, учитывая увесистость снаряда, таким образом получалось отличное ударное оружие — которое можно было раскручивать для усиления разрушительной силы удара.
А. Смирнов