Раздел 3. Вступление. Глава 2. ГО:ХО: 壕法
Раздел 3
ДУБИНООБРАЗНОЕ И ЖЕЗЛООБРАЗНОЕ ОРУЖИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
Глава 2
ГО:ХО: 壕法
ГО:ХО: 壕法(где первый иероглиф «ров, окоп», а второй иероглиф «доктрина, закон, концепция, правило») была изначально вспомогательным разделом боевой ДЗЮ:ДЗЮЦУобразной системы ИТИДЗЁ: ФУНИХО: РЮ 一場風二法流 (где третий иероглиф «вид, форма, притворяться, поведение, ипостась, ветер»), которую в некоторых японоэнциклопедиях прям так и называли ИТИДЗЁ: ФУНИ ГО:ХО:.
Легендарно-летописно-геройским мастером-носителем этой боевой системы был персонаж из провинции ОВАРИ 尾張 — ЯМАДА ХИКО:УТИ НОБУНАО 山田飛行内伸尚. Его похождениям посвящено несколько глав исторической летописи префектуры АИТИ-КЭН 愛知県, на территории которой находилась древняя провинция ОВАРИ. Собственно этот труд включает в себя целиком комплекс свитков О:СЮ: ГОКАТЮ: БУГЭЙ ХАСИРИ НО МАВАРИ 押収五課中武芸走之周 кисти знаменитого местного летописца, каллиграфа, самурая СУДЗУКИ ТЁ:ХАТИРО: ХИДЭМАСУ 鈴木町八郎秀桝 конца эры БУНСЭЙ-ДЗИДАЙ 文政時代, начала эры ТЭМПО:-ДЗИДАЙ 天保時代, (то бишь плюс-минус 1830 год по нашему). Если верить этому источнику — техники ГО:ХО: были занесены в провинцию ОВАРИ самураем САСАКИ ДАЙГАКУ ТАКАМАСУ 笹木大學高桝, который сам был родом из провинции КО:ГА (том самом знаменитом НИНДЗЯ-рассаднике), из деревни КО:СЮ: 光州 (это на территории современной префектуры СИГА-КЭН 滋賀県). САСАКИ был давним учеником школы ХОКУНЭН РЮ: ТОРИТЭ 鋪句年流捕手, но позже основал свою школу — ИТИДЗЁ: ФУНИХО: РЮ. Собственно, концепцией ГО:ХО: от САСАКИ было как раз рассмотрение ситуаций, когда приходится использовать ДЗЮ:ДЗЮЦУ-образные приёмы против гораздо более сильного и(или) вооружённого оппонента. И он (САСАКИ) пришёл к выводу, что в таких ситуациях просто не обойтись без «уравнителя шансов» (а Автоматического Пистолета Стечкина Бельцера Зинченко тогда ещё не было… хе-хе-хе).
Вот САСАКИ начал примериваться к различным варианты КАКУСИБУКИ. У САСАКИ был личный ученик АОКИ ЯГОЭМОН СИГЭНАРИ 青木耶五右衛門重成, чей наследник АОКИ ЯГОЭМОН СИГЭТОКИ 青木耶五右衛門重鴇 был уже учителем ЯМАДА ХИКО:УТИ НОБУНАО, с которого мы тут и начали. СУДЗУКИ ТЁ:ХАТИРО: ХИДЭМАСУ писал, что кроме прочего, ЯМАДА был мастером МУНИ-РЮ: 無二流, которая специализировалась на использовании ДЮТТЭ, КАТАНА, ДЗИТТЭ и изучала ГО:ХО: и имела отношение к ТЭЦУДЗИН ДЗИТТЭ РЮ: про которую я писал раньше. Именно в этих корнях ЯМАДА мог подчерпнуть вдохновение на изобретение в поздние годы нового оружия ХИСИГИ 拉ぎ (дословно «кувалда») и методов его применения ХИСИГИ-ДЗЮЦУ (об этом мы поговорим в дальнейших частях второго раздела нашей горе-энциклопедии более детально).
ГО:ХО:, как система, наиболее подходила в качестве дополнения к ТОРИТЭ-ДЗЮЦУ и ХОБАКУ-ДЗЮЦУ 捕縛術 (где первые два иероглифа переводятся вместе как «арест, задержание») для случаев, когда «носителю» приходится решительными физическими мерами заламывать и удерживать более сильных оппонентов. К ситуациям на поле боя при вооружённых мечами и копьями «профессиональных» противниках — ГО:ХО: — толку не могло иметь по определению. К тому же на поле боя первостепенной задачей было физически уничтожить врага, а не скрутить и удержать живым. И даже когда в случаях на средневековояпонском поле боя дело доходило до борьбы в партере в латах, наиболее предпочтительным оружием было ЁРОИДО:СИ.
Однако и в арсенале ГО:ХО: было одно оружие, которое очень полезным оказывалось в таких условиях. Это КАБУТОВАРИ 兜割 (где первый иероглиф «шлем, каска» и второй иероглиф «разбивание»….. тот самый который в ТАМЭСИ ВАРИ каратистов). Общая доктрина ГО:ХО: — это используя небольшие жезлообразные виды оружия нанести оппоненту удары в нервные узлы, мышцы, суставы, для того чтоб ослабить, прежде чем скрутить и удержать. Есть целый ряд японоэнциклопедистов, которые рассматривают ГО:ХО: не как вспомогательный раздел боевой системы, а вид классификации оружия. Я с таким подходом категорически не согласен. В некоторых источниках ГО:ХО: называли КОППО: こっぽう — без иероглифов вообще. Один из таких источников — замечательная книга ДЗЮ:ДЗЮЦУ ГОКУХИ СИНДЭН 柔術極秘新田, выпущенная в 1900 году школой АМАУ РЮ: 天宇流. В ней есть глава, в которой даётся детальное объяснение трём приёмам ГО:ХО: (КОППО:). На гравюрах использовано изображение ДЗЮТТЭ. В книге подчёркивалась рекомендация — перед приёмом удержания — ударить жезлом противника несколько раз и не ограничиваться одним ударом.
В конце периода БАКУФУ ТОКУГАВА всё больше и больше пехотинцев (АСИГАРУ) постоянно при себе имели различные виды оружия для ГО:ХО, Наиболее распространёнными были ДЗЮТТЭ и НАЭСИ. Особенно среди полицейских. Это оружие позволяло успешно ловить преступников, не убивая их в процессе задержания.
Иллюстрация из ДЗЮ:ДЗЮЦУ ГОКУХИ СИНДЭН
с приёмом из ГО:ХО:.
А. Смирнов