Есть ли в АЙКИДО приемы нападения?

Вопрос:(Алексей., 2001)
В айкидо вообще нет атакующих техник. Как нет там и целенаправленного обучения ударам. Поэтому, собственно, такие специалисты как Т. Обата (ученик Такеды) не считают это замечательное искусство прикладным.
Алексей.
Ответ: (Смирнов А. Е.)
Есть Лёх! Много есть! Огромное количество! И комбинационные атаки есть. И «раздергивание по уровням» есть. И работа по точкам есть! Помнишь я где-то писал следующие слова — «вопрос в том — чему тот или иной учитель согласится учить того или иного ученика»! Хорошему, изощрённому и эффективному нападению естественно учат «родных» учеников в своём ДОДЗЁ. А простой защите — всех подряд на всяких семинарах. Вот у тех — у кого тренировочный курс «всякими семинарами» ограничен — у тех и образование однобокое и иллюзия создаётся что О-Сэнсэй нападать не учил! ЧУЖИХ УЧЕНИКОВ НЕ УЧИЛ!!! Своих — ещё как учил! Другими словами в АЙКИДО существуют целые связки движений — «заточенных» строго на атаку… Даже не подразумевающие дать шанс оппоненту защититься… Но это естественно «не для начинающих»…
Алёшь, вот откуда такая вопиющая безаппеляционность? Ну почему бы тебе не сказать что-нибудь вроде: «Я об атаках в АЙКИДО никогда не слышал…»
Вопрос:(Алексей., 2001)
Постараюсь ответить сразу всем.
Под словом айкидо я имел в виду «классическое уесибовское айкидо» Айкикай. Сойдет? Это- «оздоровительная гимнастика»? Если да, то М. Уесиба учил именно гимнастике, это ведь его детище…
Видел я айкидо (живьем) в айкикаевских залах Москвы, много общался и «возился» на ковре с различными айкидоками (были и есинкановцы) в своих родных секциях.
Сошлюсь на книжку известного специалиста по БИ Донна Ф. Дрегера «Современные будзюцу и будо»:
«Взамен Уесиба выдвигает идею абсолютной го-но сен, оборонительной инициативы. В свете такой идеи айкидо становится по существу чисто оборонительным единоборством» и «…что делает теоретически невозможным для обоих соперников, исповедующих данную идею, атаковать друг друга».
Хватит? А может быть он тоже просто «не слышал» о техниках нападения?.. Да куда же вы их прячете-то! Техники эти? И зачем? Ладно, то Дрегер, он не таинственный японский мастер, все время твердящий «Рано тебе, рано!» Но Сокаку Такеда?.. Ему вы поверите? Пожалуйста: «Айкидо служит для того, чтобы приноровить свои движения к движениям противника и победить его с помощью его же силы, направляя ее посредством плавных круговых движений. Все это в большой мере напоминает элегантный старинный танец».
В книге «Дух айкидо» сын Уесибы ни словом не упоминает о загадочных техниках атаки… Хотя много говорит о входах в чужую атаку, упоминает атеми.
В книге самого М. Уесибы на фотографиях нет НИ ОДНОГО приема, где уке бы начинал и заканчивал не на полу…
Это что, большой секрет, что ли?! Техники эти? Да что с вами! Почему НАИБОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ техники ЗАЩИТЫ даются новичкам, а гораздо более естественные и простые техники АТАКИ изучают мастера? Глупость какая-то! И почему Уесиба не обучал «чужих» техникам нападения? Подразумевается, что они и есть самые рабочии? А эти «стандартные»… туфта для новичков? Хм… Вы извините ТСБ (можно я буду вас так называть?), но закрадывается нехорошее подозрение, что эти самые «мастера» попросту надувают народ на семинарах! Обучая «всех подряд» неработающим техникам, а «свои» ученички-то лупят друг-друга не хуже чем в дзюдзюцу. И посмеиваются над глупыми «всякими»… Мол, учитесь-учитесь защищаться, на самом-то деле выигрывает тот, кто нападает. Это так?
Хотя может быть вы порекомендуете мне хорошую книжку, где бы какой-нибудь мастер показывал эти техники, или кассету. Буду рад.
И не изучает айкидока атаки «работая» уке! Это что, атака- схватить за руку? Ты же не знаешь, что с ней дальше делать! Ну схватил, и что? Ты же не на дзюдо, и бросать без инерции не умеешь!
Хотя я и не отрицаю, что НАПАДАТЬ при помощи приемов айкидо можно! Еще как! Но, похоже, это идет вразрез с ФИЛОСОФИЕЙ данного искусства, как бы кто к ней не относился, я прав?
Насчет ударов.
Ответ личного ученика Основателя Казуо Чиба сенсея вас устроит? Или может быть его тоже «не обучили?»..
«Обычно атеми не изучают на занятиях… но, конечно, сам я в них тренируюсь.»
В айкидо не обучают ведению боя посредством ударов без бросков. Нету культуры ударов: не обучаются формам сброса. Не изучаются сложные удары руками(штопорные, спиралевидные, обратные) сложные удары ногами(нету подхлестов, маятниковых ударов, винтовых ударов, очень мало дуговых). Вообще отсутствует ударная работа локтями, плечами, тазом, коленями, головой… косичкой
Не изучаются броски ударами, в конце-концов! А что есть? Есть атеми. Которые вы проводите в помощь броску… Я этого и не отрицал.
Если я ошибаюсь- поправьте, но, по-моему, все так…
Алексей.
Ответ: (Смирнов А. Е.)
Ты ошибешься В КОРНЕ!!! И ошибки твои просто ВОПИЮЩИ! Я понятия не имею, с кем ты общался и возился лично, но готов поверить, что У НИХ культуры удара не было… То ты опираешься на вырванную из контекста фразу какого то известного специалиста по БИ Дрегера… Мне он не известен, ну да ладно… Мало ли какие ещё специалисты МНЕ не известны…
Хотя вроде тех, кто действительно реальные большие фуфло-Даны имеет и в ДОДЗЁ чего-то может — я думал, что знаю почти всех — но, может, я заблуждался. Лично Сокаку Такэде я может бы ещё и поверил — но вот фразе, которую ты ему приписал — ни фига! Ерунда и болтология. Да ещё и вырванная из контекста! Когда ты говоришь что возился с тем-то и с тем то в таком-то зале и на таком-то ковре — ты имеешь моё полное неразделённое внимание и не менее полное уважение!!! Когда ты начинаешь кидаться совершенно дикими «левыми» цитатами, таким образом обосновывая безапелляционность мнения, взятого из каких-то совершенно диких книжонок — это уже другая песня!
Ты мой ответ про «переводы» — когда последний раз читал? (Там, кстати, про перевод легендарного «духа Айкидо» тоже есть) А вот покопайся даже среди своих книжек в диком переводе — там псевдоисторики подсчитали, сколько только базовых движений было у О-Сэнсэя, потом сравни, сколько я здесь приводил — окажется, что количества вполне похожи… Теперь спроси у тех, с кем возился — а сколько они знают (или хотя бы способны назвать и просто сказать, что это, не сделав). Теперь посчитай процентное содержание от количества, приведённого мной или «псевдоисториками» (По этому пункту у меня с псевдоисториками согласие). Значит, процентное содержание знаний по приёмам АЙКИДО у твоих источников мы подсчитали… И на мнении этих людей ты основываешь безаппеляционность своего высказывания!?!?!?!?! Лёша — здесь не фидо-нет!!! Мы здесь не соревнуемся — «кто больше диких цитат, в жутком переводе, из контекста вырвет»!!!
Далее чуть более житейская (сермяжная) правда! СЕМИНАР И ЕСТЬ НАДУВАТЕЛЬСТВО!!! ЛЮБОЙ!!! ВСЕГДА!!! Добро пожаловать на планету Земля!!! Некий японец — ОДИН!!! Должен за 5-6 часов научить чему-то 300 человек, говорящих на совершенно непонятном для него языке!!! Это по сколько минут на ученика в среднем? Зато потом в «будо-паспорте» штампик! Мол, семинар прослушал! Хе-хе вроде как чему то научился!!! Сколько-то штампиков наполучал (а они ведь не бесплатные) — имеешь право заплатить за следующую сертификацию… А чего? — Совершенно классная японская «пирамида»! Так нам «розовым обезьянам» и надо!!! И ходим все в себе такие самоуверенные — штампиками в «будо-паспорте» любуемся…. С умным видом о БИ рассуждаем!!!
Лёш! Я с огромным искренним и неподдельным интересом читал о твоём собственном опыте. (Где, с кем и как ТЫ ЛИЧНО возился и что при этом было). Вот этим, пожалуйста, продолжай здесь со всеми делится! Твою способность «цитировать» кого то из четвёртых и пятых рук — прибереги пожалуйста для демагогов и пустобрёхов в фидо-нет… Понимаешь в чём дело, вот кто-то немногий из форума, кто был у меня в доме (скажем например МАВ и Петропавел) имели возможность видеть книжный шкаф с книжками на японском и чуть-чуть на английском языке. И многие из них потрёпанные и с закладками. (Ну, конечно, можно предположить что я закладок туда «для понта» перед приездом гостей напихал…) Мне кого угодно задавить совершенно дикими цитатами, да ещё из первоисточника…. да даже со сносками на конкретную страницу — ну не фига делать… Тем более степени противоречивости японских цитат позавидует Библия!!! Кто-нибудь здесь в этом форуме меня хоть раз за этим поймал? Я если чего и цитировал — так это то — что Я ЛИЧНО из первых рук СЛЫШАЛ, а не прочитал!!!
Короче, Лёш, очень тебя прошу — внимательно отнесись к тому что я тебе написал и, по возможности — перечитай более трёх раз!
Вопрос:(Michael, 2001)
Уважаемый Тэн Син Бугэйся! Простите меня великодушно, но не могу я с Вами согласиться, что ЛЮБОЙ семинар — надувательство. По крайней мере я себя после наших семинаров обманутым не чувствую. Хоть и не возникает никаких штампиков и сертификатов об участии. А есть только работа — по три-четыре класса в день. От трех до пяти дней. Не для 300 человек, а примерно для 30. Без оружия и с оружием. Почти на пределе сил. И ощущение огромной наполненности и радости от соприкосновения с настоящим Айкидо. Пусть я еще ничего не умею, но вижу Путь и пойду по нему до конца. Еще раз прошу прощения… Конечно, быть учи дэси — это совершенно другое, но и начинать с чего-то надо. Хотя бы с таких семинаров.
Прошу прощения за вмешательство в беседу весьма опытных и знающих, но прочитал цитату из интервью (которое публиковалось на многих сайтах) с Чиба-Сэнсэем и не удержался. Ну во-первых фраза, приведенная Вами хорошо иллюстрирует то, что говорил уважаемый ТСБ о дифференциации техник для различных уровней подготовки. Но даже не об этом хотел сказать. А о том небольшом опыте работы с учеником Чиба-Сэнсэя, проводившем у нас семинар. Показывая работу уке, он не размахивал руками и ногами, не проводил «хитрых» ударов… Но его атака, пусть даже это был захват за руку, была именно атакой… Мощной, сметающей и раздавливающей как ледокол. Причем одновременно и неагрессивной. И он объяснял, что практика уке и заключается в развитии мощной честной атаки и в умении своевременного взаимодействия, чтобы не разбиться и выжить при выполнении техники. Это мое понимание происходившего и именно меня оно устраивает.
Ответ: (Смирнов А. Е.)
Я начну с полу шутки — Высшая форма надувательства — это когда жертва и не чувствует что её надули…
Теперь чуть серьёзнее — конечно же семинар семинару рознь! Плюс я тебе уже говорил что Ваш клуб просто Благословлён таким Сэнсэем. Тиба-сэнсэй не напрасно легендарен! Я и семинары Мацуоки-сэнсэя не считаю надувательством — потому что я знаю что он никому не врёт!!! Однако то количество семинаров-надувательств на которых я присутствовал наводят меня на грустную убеждённость — хороший честный семинар — это, к сожалению, исключение, подтверждающее правило! (Кстати тот факт что у Вас не приветствуется идиотский ритуал со штампиками только подтверждает насколько же круто Вам повезло с Сэнсэем… Вашему клубу есть чем гордиться)
На самом деле (и я знаю что прозвучит ДИКО! особенно для Русского человека, но я говорю СУПЕР-ИСКРЕННЕ) я в этом контексте в термине «НАДУВАТЕЛЬСТВО» — не подразумеваю и грамма негативности. Просто мне в степени лаконичности, требуемой форумом сверх-тяжело объяснить своё отношение к вопросу. Ведь любое «надувательство» — это тоже урок, и урок хороший!!! Просто надо его извлечь! И степень извлечённой для себя пользы от любого семинара (будь то сплошное шарлатанство или супер-семинар истинного супер-мастера) для каждого человека разная. Другими словами человек пришедший на семинар шарлатана с открытым и «пытливым» настроем — вынесет с семинара для себя гораздо больше, чем человек пришедший на искренний семинар супер-мастера с замкнутым, злобным и надменным настроением…
Меня тоже это супер-печалит. Поэтому и обещаю постараться хоть чуть-чуть, на сколько смогу — сдвинуть баланс хороших семинаров и обучения в «нашу» сторону…
Я не имею контроля над моим ЛИЧНЫМ тренировочным процессом, НО изучением и шлифованием атакующих техник Мацуока-сэнсэй меня гоняет последние 6-7 лет от 40 до 70% тренировочного времени… В начале было меньше…
Вопрос:(Сандзюро сан, 2001)
Тогда, пожалуйста, ответь на два вопроса. Какого рода это атаки (Привалируют захваты, заломы, или ударная техника и какого рода). И из твоего личного опыта, как ты оцениваешь эффективность этих атак для реальной боевой ситуации, скажем при нападении на улице.
Ответ: (Смирнов А. Е.)
Когда тебе на кого-то надо нападать на улице?
55-65% это АТЭМИ
Вопрос:(alex_d, 2001)
То есть, 99% занимающихся не получают на тренировках ударных техник. И чтобы начать тренировать их, надо быть как минимум чьим-то личным учеником. Всё правильно?
Значит, Алексей прав.
Ответ: (Смирнов А. Е.)
Я не уверен о правильности процентной цифры… Вот Ученики Коли Егорова в Москве получают значительное количество совершенно классной ударной техники — из того что я видел… В Тэн Син Додзё — чуть более «продвинутым» ученикам уже мало не кажется… И они не личные ученики… В Амэно Такэмусу Айки Додзё в Осаке и в Хомбу Додзё в Токио — то же самое — это то что я видел сам! То чего я не видел — рассуждать соответственно не могу!
Вопрос:(Сандзюро сан, 2001)
Ситуации бывают исключительно разные. Предположим, тебе перекрыли выход/вход (Ситуация из фильма «Огонь внизу» в казино), или, напали на тебя, ты отбил первую атаку, и скажем стоят два противника, непосредственно тебя не атакуют, но ждут удобного для атаки момента. Не логична ли здесь твоя атака?
Ответ: (Смирнов А. Е.)
Это совершенно чёткая ситуация для «личной стратегии»… Тут уже начинается быстрый анализ длинны конечностей оппонентов, кто ближе стоит к стене — какое покрытие пола и.т.д.
Но вопрос черезвычайно интересный! СУПЕР-ЛЮБЛЮ такие ситуации разбирать в ДОДЗЁ…
Абэ-сэнсэй и Сигал-сэнсэй очень часто для учеников устраивали тренировочные игры. То есть надо прорваться одному ученику из центра ДОДЗЁ в один из углов — а трое должны суметь перехватить… Но таких было множество…