Статьи

МУСАСИ МИЯМОТО

Режиссер: Хироси Инагаки,
В галвной роли: Тосиро Мифунэ.
Япония,1954.

Трилогия «Мусаси Миямото» режиссёра Хироси Инагаки основана на одноименном романе Эйдзи Ёсикавы. Об этой книге сказали однажды, что это японские «Унесённые ветром». Сравнение здесь уместно, потому что история о средневековом самурае Мусаси Миямото рассказана на фоне гражданской войны и разрухи. После десятилетий военного положения мирный порядок устанавливался очень медленно. По Японии странствовало множество вооружённых людей, вызывая друг друга на поединки и доказывая своё мастерство.

Действие первой серии фильма, о которой мы рассказываем сегодня, начинается с победы Иэясу Токугава в битве при Сэки-Га-Хара в 1600 году. Противостояние длилось три дня и унесло 70 тысяч жизней. Реальный Мусаси Миямото принимал участие в этой битве, сражаясь на побеждённой стороне, и, вопреки всем лишениям, восстал из многих лет последовавшего хаоса, как значительная героическая фигура.

За основу своего романа Эйдзи Ёсикава (1892-1962) взял реальные факты жизни Мусаси и его эпохи. Сначала роман публиковался с 1935 по 1939 год в газете «Асахи». В 1942 книга Ёсикавы была адаптирована Инагаки для трёхсерийного фильма. Как и большинство японских фильмов, снятых во время войны, этот фильм больше не существует. Инагаки вернулся к книге в 1954 году, сняв фильм «Мусаси Миямото». Теперь фильм стал цветным, и в главной роли снялся Тосиро Мифунэ. В том же самом году на студии Тоэй вышел еще один фильм с этим названием, не имеющий никакого отношения к книге Ёсикавы, но отражающий те же самые исторические события. Режиссёром его был Ясуо Кохата, а в главной роли снялся Рентаро Микуни (он играет Матахати в фильме Инагаки). Ещё одна экранизация книги Ёсикавы увидела свет в 1960 — шестисерийный фильм Тому Утида под названием «Дзэн и меч».

Все эти фильмы были популярны в Японии, но у аудитории снискала настоящий успех только версия Инагаки. Фильм получил премию Академии в номинации «Лучший иностранный фильм». Кроме харизматической игры Мифунэ (в роли Мусаси), первый фильм трилогии удался благодаря работе оператора Дзюн Ясумото (игра цвета в съемках едва ли не лучшая из того, что делал «Истмэн-Колор») и постановщика света Сёдзи Камэяма.

Есть некоторое сходство между ролью Мифунэ в «Мусаси Миямото» и в знаменитых «Семи самураях» Куросавы. Оба героя были не знатного происхождения, и оба не были поняты членами воинского класса, в который они стремились войти. Однако, в отличие от «Семи самураев» (где нюансы и детали происходящего зачастую вытекают из более ранних событий, не вошедших в картину), фильм Инагаки охватывает всю широту повествования Ёсикавы, где более десятка тщательно выписанных персонажей и более десяти лет времени. Ещё одно отличие в том, что в «Семи самураях» группа ронинов жертвует собой в битве, которая не принесёт ни богатства, ни славы; а «Мусаси Миямото» и его продолжения показывают зрителю национальную легенду, где происходят судьбоносные события и фигурируют величайшие исторические личности, и сам Мусаси — далеко не последний из них.

Реальный Мусаси Миямото (1584-1645), сын самурая и внук самурая, при рождении получил имя Такедзо Синмэн. Его воинская карьера началась в 13 лет, и в 16 лет он принял участие в битве при СЭКИ-ГА-ХАРА, на стороне войск Асикага, которое потерпело поражение. Мусаси стал мастером боя с двумя мечами, а также художником и писателем. «Мусаси Миямото», первая часть трилогии, охватывает молодые годы Мусаси, от его юных лет, когда он — дерзкий и амбициозный воин, до лет его изгнания, когда он странствует в поисках просветления. Сцены фильма будут знакомы не только знатокам жанра самурайских картин, но и любителям американских вестернов. С другой стороны, данная Босли Краутером в газете «Нью-Йорк Таймс» характеристика «Восточный вестерн» неправомерна. Несмотря на то, что в фильме много и боевых сцен, и романтических кадров, главный акцент сделан на духовную борьбу Мусаси с самим собою. За исключением, разве что, «The Gunfighter» Генри Кинга (1950), ни один американский вестерн не сравнился с «Мусаси Миямото» по моральной и духовной наполненности.

 

Владимир

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Подписаться
Уведомить о
Войти с помощью: 
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x