Статьи

Малоизвестное и очень холодное средневековообразное японооружие. РАЗДЕЛ 1. ЧАСТЬ 2. ГЛАВА 1. ТАНТО:ДЗЮЦУ 短刀術

Раздел 1

КЛИНКОВОЕ ОРУЖИЕ

Часть 2

ТАНТО: 短刀 

Глава 1

ТАНТО:ДЗЮЦУ 短刀術

  ТАНТО:ДЗЮЦУ — это собирательный термин для стилей, школ и методов ведения боя с ножом. Однако следует заметить, что этот термин очень редко использовался средневековыми РЮ:ХА. ДЗЮ:ДЗЮЦУ РЮ:ХА, которые появлялись в самом начале периода БАКУФУ ТОКУГАВА(ы), в основном состояли из приёмов, родившихся на поле боя. Кинжалы и короткие мечи использовались для ЁРОЙ КУМИУТИ 鎧組打 (где первый иероглиф «доспехи, латы», второй иероглиф «команда, объединение, комплект»… для каратистов — это первый иероглиф в слове КУМИТЭ…, и третий иероглиф «удар»… один в один как в МЭН-УТИ), что означало «борьба в доспехах» (причём, как правило, лёжа). БИ, которые плотно рассматривали ЁРОЙ КУМИУТИ — назывались КОГУСОКУ КОСИ НО МАВАРИ (или иногда сокращённо просто КОГУСОКУ) и реже ЁРОЙДО:СИ НО ДЗЮЦУ 鎧通の術 — в случае, если они тренировались только с ЁРОИДО:СИ и игнорировали другие типы кинжалов. Одной из самых старых школ ДЗЮ:ДЗЮЦУ, сохранивших традиции КОГУСОКУ, японоэнциклопедистами дружно считается ТАКЭНОУТИ РЮ 竹之内流.

СО:ДЭНКЭ 相伝家  школы ТАКЭНОУТИ РЮ:, ТАКЭНОУТИ ТО:ДЗЮ:РО: ХИСАТАКЭ 竹之内藤十郎久武, показывает пример использования ЁРОИДО:СИ против оппонента, вооружённого мечом..

 

Когда оппонент облачён в доспехи — количество зон для поражения на его теле резко сокращается. Таким образом — тренируя приёмы борьбы лёжа в доспехах, бойцы тренировались протыкать более уязвимые и слабые части доспеха, а также поражать горло, подмышки, сгибы локтей, внутреннюю часть ляжек, заднюю часть сгиба колена и лодыжки. Кинжалы держали как прямым, так и обратным хватом. И некоторые школы предпочитали использовать обоюдоострые лезвия (МОРОХА 両刃). Жёны и дочери воинов тоже изучали использование кинжалов, которые они носили с собой для самозащиты и самоубийства путём перерезания яремной вены на шее (с целью предотвращения позора отца семейства, если их схватят и(или) изнасилуют). Женщины с собой носили, как правило, КАЙКЭН или небольшой АЙКУТИ. КАЙКЭН обычно помещали в ФуТОКОРО 懐 (собсссссна, верхнее чтение этого иероглифа и есть КАЙ) — особую складку, которая на КИМОНО и являлась «пазухой». Иногда кинжал поменьше помещали в ТАМОТО 袂 (особо скроенная широкая часть рукава КИМОНО 着物). Комплекс приёмов, специфически заточенных под КАЙКЭН, иногда так и назывался — КАЙКЭН-ДЗЮЦУ. В старо-древне-средне-вековщине на японщине была такая традиция, чтобы молодая девушка самурайскообразного сословия, когда выходит замуж, как часть приданого приносила в семью мужа особый амулет, который назывался ОМАМОРИТО: 御守刀 (где первый иероглиф вообще значит «управлять», но в сочетаниях является префиксом или суффиксом, указывающим на принадлежность к синтоистскому культу, а второй иероглиф «защищать, охранять, наблюдать, нянчить»; вместе они прям так и переводятся как «амулет, оберег»), который предназначался для использования ВМЕСТО развода. БЛЯ! Мне всё-таки традиции наших среднеазиатов — гораздо ближе и понятнее… хе-хе-хе-хе-хе.

 

 

 

ОМАМОРИТО:

 

А вообще — интереснейший парадокс. Слово ФуТОКОРОГАТАНА, которое записывается теми же иероглифами, что и КАЙКЭН — в современном японском языке означает «тайный союзник, последняя надежда, последняя опора». Из хорошо известных и существующих до сих пор школ БИ — как минимум две — имели специальные тренировочные комплексы для обучения женщин владению ТАНТО: — это ТЭНДО РЮ: 天堵流 и ДЗИКИСИНКАГЭ РЮ: 直真影流. Причём ДЗИКИСИНКАГЭ РЮ: имеет специальные женские КАТА 型 с ножом. Если рассмотреть исторически разные периоды истории развития разных школ ТАНТО:ДЗЮЦУ — древние и старые школы, такие как ТАКЭНОУТИ РЮ, СЭКИГУТИ РЮ 関口流, ХО:КУ РЮ 膀口流, и ЯГЮ: СИНГАН РЮ 野牛真贋流 — делали упор больше на атаку и меньше на защиту ножом.

Демонстрация ТАНТО:ДЗЮЦУ из ДЗИКИСИНКАГЭ РЮ: Женщина с ножом пытается начать действие попыткой контроля болевой точки КЮ:СЁ 急所 на правой руке мужчины с мечом. И тут же с ИРИМИ АСИ САБАКИ «на 5 минут» упирает остриё БОКУТАНТО: в нижнюю границу грудной клетки.

 

В целях сохранения МА-АЙ «режущая» кромка БОКУТАНТО: с нажимом вниз смещается по предплечью оппонента.

 

Дополнительная демонстрация ТАНТО:ДЗЮЦУ из ДЗИКИСИНКАГЭ РЮ: ИРИМИ АСИ САБАКИ СУДОРИ САКАТЭ ТЮ:ДАН УРА ЦуКИ — (используя САКАТЭ 逆手 «перевёрнутый хват»)

 

Во время середины и конца периода БАКУФУ ТОКУГАВА(ы) всё больше и больше стали изготавливать недорогие ножи с более хрупкими лезвиями, такие, как КАЙКЭН и небольшой АЙКУТИ, потому как с уходом из жизни практики постоянного ношения внешних и внутренних доспехов — изменились приёмы для использования ножа и требования к конструкции рукояти и лезвия. Вместе с этим стали появляться новые РЮ:ХА, например ТЭНДЗИН СИН Ё: РЮ 天神真陽流, которые в основном отрабатывали пассивные комплексы приёмов защиты. Во многих школах тактика работы с ТАНТО: во многом была направлена на «контру от контры», и много усилия уделялось на развитие навыка нанесения серьёзных повреждений оппоненту, пытающемуся обезоружить «тебя» и выхватить (выбить, вывернуть) нож из «твоей» руки.

Иллюстрация, с детальным описанием из отлично сохранившегося манускрипта 200-летней давности ДЗЮ:ДЗЮЦУ КЭН БО: ДЗУКАЙ ХИКЭЦУ 柔術見坊図解秘訣 школы ТЭНДЗИН СИН Ё: РЮ: 天神真陽流 приёма МОГИТОРИ 扱捕 (где первый иероглиф «управление» и второй иероглиф «поимка, ловля»). Оба оппонента в ХАНМИ ХАНДАТИ. Нападающий наносит ВАКИДЗАСИ секущую атаку СЁМЭН УТИ. Защищающийся делает ИРИМИ ХАНМИ ХАНДАТИ МЭН УТИ и тут же из этого положения ИККЁ. Тут же ХАНМИ ХАНДАТИ ТЭНКАН ХИДЗАГАСИРА НО ХИДЗИСИМЭВАКИДЗАСИ О ТОРУ. То бишь, в простонародии, после разворота из первого хвата, придавив коленом капсулу локтя, вырывает оружие из повреждённой руки оппонента.

 

 

СЁ:ФУКУРО СИНАЙ.

Из-за обилия приёмов по обезоруживанию человека с ножом и постоянного роста этого навыка у опытных бойцов, БУГЭЙСЯ 武芸者, по той или иной причине предпочитающие нож, стали дополнять его (и себя) всевозможными хитровыебанными обвесами и причиндалами, о которых мы будем говорить детально в частях и главах раздела, посвящённого КАКУСИБУКИ 隠武器. Из-за необходимости много тренироваться с оружием в парах всё больше и больше ДЗЮ:ДЗЮЦУ РЮ:ХА стали использовать «безопасные» модельки ТАНТО:, такие как БОКУТАНТО: 木短刀 (где первый иероглиф «дерево») и СЁ:ФУКУРОСИНАЙ 小袋竹刀 (где второй иероглиф «мешок», третий иероглиф «бамбук»). ТАНТО:, как правило не использовали для кидания. Редкие моменты такого применения мы обсудим позже, в части, посвящённой СЮРИКЭНДЗЮЦУ 手裏剣術.

 


Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Добро пожаловать!

Представтесь пожайлуста!

Пройди небольшую процедуру регистрации для полноценного участия и общения, а так же доступа к расширенным возможностям и закрытым разделам школы. У нас лиц не скрывают, поэтому фото и краткий рассказ о себе приветствуется!!!
Регистрация
close-link
Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.