Статьи

ДЗИТТЭ

Раздел 1

КЛИНКОВОЕ ОРУЖИЕ

Часть 6

ДЗИТТЭ 實手

ДЗИТТЭ 實手 (и ещё одно очень похожее оружие МАРОХОСИ マロホシ, о котором мы поговорим в деталях позднее) имеет очень загадочную и сложную историю. История ДЗИТТЭ (который собсна являлся прародителем МАРОХОСИ) начинается незадолго до эпохи воюющих кланов — СЭНГОКУ ДЗИДАЙ 戦国時代 (1467-1575). Идея его возникла из конструкции традиционного японокопья ЯРИ 槍, поэтому в ранних японоэнциклопедических трудах сей предмет упоминался как ЯРИДЗИТТЭ 槍實手.

Конструкция ДЗИТТЭ настолько любопытна, что требует пристального внимания и детального «обсасывания». Собственно, первое, что ввергло в мини-прострацию лично меня — это её полная экзотичность, которую я никак не мог толком описать! Ранние ДЗИТТЭ, по сути, были наконечником японокопья ЯРИХО 槍捕, с треугольным или ромбовидным сечением перекрестия, хвостовик которого был укорочем и переделан, чтоб служить рукояткой НАКАГО 中子. Прям под сужающимся пролётом между лезвием и хвостовиком КЭРАКУБИ けら首 приделывалась довольно-таки большая гарда ГОКЭН 護拳, делая общий вид оружия конкретно крестообразным и вполне крестовидным.

В ранних моделях ГОКЭН с лезвием выковывался единым целым. Но в более поздних версиях (.02.003 и.т.д. хе-хе-хе-хе-ех), так называемых КАРАКУРИ ДЗИТТЭ カラクリ實手, он присоединялся заклёпкой, с фиксатором ТОМЭГАНЭ 留金. И оружие складывалась в походном состоянии, что, безусловно, было значительным удобством при транспортировке и ношении.   А сам фиксатор имел макушку такой формы, что тоже являлся дополнительной защитой кисти. С одной стороны прикреплялся крюк КАГИ 鉤. Кроме второстепенной функции дополнительной защиты для кисти, в первую очередь он использовался как ловушка для меча оппонента.

Пример раннего КАРАКУРИ ДЗИТТЭ с лезвием по конструкции один в один как наконечник копья: гораздо шире рукояти

 

В упакованом состоянии — только что вытащенно из чехла.

В полусобраном состоянии, с крепёжным шнуром, уже закреплённым в петле.

В полном сборе, готовое к бою.

Кроме стандартных ДЗИТТЭ, у которых, как у копий, лезвие было шире рукояти, делали специальные варианты ДЗИТТЭ, у которых лезвие было уже рукояти. Такие варианты ДЗИТТЭ стали появляться уже позднее, как результат интенсивного исследования результатов их использования в боевых условиях. Более новые варианты ДЗИТТЭ уже нельзя рассматривать как «переделанные наконечники копий». Они развились в совершенно независимую форму вооружения. Некоторые новые варианты ДЗИТТЭ были настолько компактными, что легко ныкались в складках КИМОНО и уже рассматривались как КАКУСИБУКИ. Но у многих таких ДЗИТТЭ уже не было запирающего механизма, и перекладина уже не фиксировалась жёстко. Официальное упоминание о таком КАРАКУРИ ДЗИТТЭ впервые было сделано в свиткообразном манускрипте ТЭЦУДЗИН ДЗИТТЭ РЮ: (так же известном как ЭММЭЙ ДЗИТТЭ РЮ:), написанном во время периода ХО:РЭКИ ДЗИДАЙ 宝暦時代 (1751-1764). Там даны детальные рисунки частей ДЗИТТЭ и описаны приёмы использования.

 

Более позднее КАРАКУРИ ДЗИТТЭ — меньше размером, с более узким лезвием. Как в свитке из ТЭЦУДЗИН ДЗИТТЭ РЮ: эпохи ХО:РЭКИ (1751-1764).

Вариация КАРАКУРИ ДЗИТТЭ без ТОМЭГАНЭ и без возможности фиксации гарды:

 

В закрытом состоянии.

В открытом состоянии.

 

Некоторые японоэнциклопедисты вообще называют такое оружие МИЯМОТО МУСАСИ ДЗИТТЭ, что, на мой взгляд, безосновательно (см. раннее выложеную главу про НИТО:КЭН). Я для себя лично такое оружие классифицирую, как вариацию КАРАКУРИ ДЗИТТЭ, и не более.

Несмотря на то, что крюк КАГИ как ловушка для меча оппонента присутсвовал и у ДЗИТТЭ 實手, и у ДЗЮТТЭ 十手, эти два вида оружия использовались совершенно по-разному. Собственно, ДЗЮТТЭ 十手 было строго полицейским оружием времён БАКУФУ ТОКУГАВА, использовавшимся для захвата преступников без кровопролития. У ДЗИТТЭ 實手 же совершщенно иные корни, и изготавливалось оно конкретно для нанесения смертоносных ранений. Вот в НИТО:КЭН, например — в левой руке был СЁ:ТО, а в правой — ДАЙТО:. А в ДЗИТТЭ-ДЗЮЦУ — в левой руке был ДЗИТТЭ, а в правой ДАЙТО:.

 

Иллюстрация из одного из свитков манускрипта ТЭЦУДЗИН ДЗИТТЭ РЮ:, описывающая положение с мечом и ДЗИТТЭ одновременно.

ДЗИТТЭ, из-за особенностей зоны контроля, идеально подходил для нанесения колотых ран в очень ближнем бою и для блокировки меча оппонента. А ДАЙТО: уже использовался в своей зоне контроля. По рисункам наложения зон контроля левой руки очевидны принципиальные отличия в стратегии ведения боя в НИТО:КЭН и в ДЗИТТЭ-ДЗЮЦУ. Кроме того, ДЗИТТЭ и КАТАНА использовались совместно для самой мощной защиты от вертикальной секущей атаки — ДЗЮ:ДЗИ ДО:МЭ 十字慟目, или, по современному — ДЗЮДЗИ-УКЭ 十字受.

Позиция ДЗЮ:ДЗИ ДО:МЭ с мечом и ДЗИТТЭ.

Центральная позиция с мечём и ДЗИТТЭ в попытке имитации положения, описаного в приведённой иллюстрации манускрипта.

Дедушка МИЯМОТО МУСАСИ — МИЯМОТО МУСАСИ НО КАМИ ЁСИМОТО — был, кроме прочего, известен тем, что работал в храме КАВАТИ НО КУНИ НО НИСИГОРО 家阿智之国之西頃 (в наше время это место находится в префектуре Осака) и выполнял заказы для ТОЁТОМИ ХИДЭЁСИ 豊富秀吉. Когда ХИДЭЁСИ надо было пополнить запасы своих оружейных палат, он списывался с ЁСИМОТО, и последний уже выделял ремесленников и оружейников, в соответствии с поступившим заказом. Из-за особенностей своей работы ЁСИМОТО много путешествовал по стране, поэтому обладал глубокими знаниями географии и политической ситуации в регионах. Есть косвенные причины для предположения, что он был высокоранговым СИНОБИ 忍者 на службе у ТОЁТОМИ ХИДЭЁСИ. Сам ЁСИМОТО был круто повёрнут на СИНТО: 神道 и всяком синтообразном символизме. Поэтому есть основания предполагать, что и на ДЗИТТЭ его потянуло из-за схожести очертаний оружия со всякими синтообразными амулетиками. Есть совершенно противоположная этой теория китае-энциклопедистов. Собсна, есть и такие китае-энциклопедисты, которым, хоть они и живут в Японии — везде и всюду мерещится китайское начало. Вот и здесь тоже! Они заявляют, что ДЗИТТЭ происходит от старинного китайского оружия, известного в Японии под названием ТЭССЯКУ 鉄尺. Оно похоже по форме на ДЗИТТЭ, но гораздо больше размером. Ну вот подобные китайско-японские энциклопедистики с пеной у рта (и вокруг клавиатур) утверждают, что от ТЭССЯКУ произошло ДЗИТТЭЯРИ, от ДЗИТТЭЯРИ — ДЗИТТЭ, а от ДЗИТТЭ уже ДЗЮТТЭ. Как оно на самом деле было… А хуй его знает…  Однако есть целая куча энциклопедистов, которые с умным видом любят строить независимые от всех предположения и потом делиться  ими со всем миром. Те, кто делает это с массивным использованием сослагательного наклонения — может, и заслуживают, чтоб их послушали. Вот, при сослагательном наклонении, мыслЯ летает сквозь толщу японоциклопедистов, что ЁСИМОТО был мастак в СО:ДЗЮЦУ 槍術 (то бишь орудовал копьём с особо блестящим умением) по молодости. Однако ежели поставить себе целью путешествовать по родной японщине анонимно—инкогнитовато, да ещё не привлекая к своей боевитости внимания, да ещё и пешкодралом много-много — то таскать с собой копьё — дело неразумное и неудобное. А вот ежели наконечник копья с короткой рукоятью где-то в багаже походном заныкать — это уже совершенно другой коленкор. Коли чего — так можно сделать себе походный посох — подлиньше — и крепления на нём забацать, в глаза особо не бросающиеся, к которым этот наконечник копья можно быстрым движениям прикрепить — вот это уже дело! Это уже по ниндзёво-синобьему получается! Ну вот, постепенно эта мыслЯ получала всё большее и большее развитие, к короткой рукояти добавлялась гарда, велась работа по изменению конфигурации собственно колющей части в сторону увеличения эффективности её применения и т.д. В манускрипте школы МУСО: РЮ: 無槍流 (РЮ:ХА, родственного в происхождении ЁСИМОТО) описаны ситуации прикрепления ДЗИТТЭ к посоху. Навык боя таким «композитным» оружием назывался ДЗИТТЭЯРИДЗЮЦУ 實手槍術. Кроме того, всё большее распространение получали очень короткие копья с древком в полметра, их называли ТЭЯРИ 手槍. Как мы уже говорили раньше, посли смерти МЯМОТО МУСАСИ НО КАМИ ЁСИМОТО тренировки по его методам возглавили его брат АОКИ ЦУНЭУЭМОН ЁСИИЭ 青木常上門由家 (который взял себе девичью фамилию матери,  по извращённо тщеславным, сложно-запутаннным японопричиным). Вот этот ЦУНЭУЭМОН был не только крутым БУГЭЙСЯ, он ещё был совершенно афигенным мастеровым. То бишь руки у него были легендарно-«золотые». По маминой линии АОКИ — все были такими. И в семействе АОКИ вовсю ковали свои собственные мечи, эфесы, крепления и прочии соответствующие прибамбасы. Кроме того, и сам ЁСИМОТО незадолго до смерти полюбил тусоваться в кузнице. После смерти ЦУНЭУЭМОНа во главе дела встали сначала его сын АОКИ ТЭЦУДЗИН КАНЭСАДА 青木鉄人金佐田, а затем его внук АОКИ ТЭЦУДЗИН КАНЭИЭ  青木鉄人金家. Они сначала использовали в названии школы ЭММЭЙ ДЗИТТЭ РЮ:, а потом перешли на ТЭЦУДЗИН НИТО: РЮ: и ТЭЦУДЗИН ДЗИТТЭ РЮ.

Последовательная демонстрация Танака-сэнсэем и Иваи-сэнсэем формы ТАКАХА 高刃 нападения и защиты с мечом и КАРАКУРИ ДЗИТТЭ одновременно против одного меча, восстановленной по материалам манускрипта от ТЭЦУДЗИН РЮ: с поправками, на которые их вдохновили материалы НИТЭН ИТИ РЮ: НИТО:КЭН. Здесь, как и на старых гравюрах — ДЗИТТЭ находится в левой руке.

Слово ТЭЦУДЗИН 鉄人 (где первый иероглиф — «железо», а второй — «человек»), собсна, само по себе являлось прозвищем, которое его носители с гордостью легализовали, сделав частью своего имени. Собственно, оружейные работы КАНЭИЭ являются абсолютными произведениями искусства и хранятся в музеях. Именно из-за высочайшего умения не только применять, но и изготовлять различные виды ДЗИТТЭ — семейству АОКИ — японоэнциклопедистами приписывается наивысший пилотаж в умении использовать именно этот экзотический вид малоизвестного и очень холодного средневековообразного японооружия. Хотя многими японоисточниками исторической направленности подчёркивается, что и МИЯМОТО МУСАСИ пытался разрабатывать свой собственый тип ДЗИТТЭ. От рода АОКИ до наших дней сохранилось несколько иллюстрированых манускриптов. Один из них — ТЭЦУДЗИН ДЗИТТЭ РЮ: ИНКА МОКУРОКУ 鉄人實手流印可目録, написаный собственноручно КАНЭИЭ в 20-м году эры КАНЭИ (1643). Ещё один манускрипт, появившийся в эру ХО:РЭКИ (1751-1764) мы упоминали раннее. В нём, кроме прочего, содержатся чертежи и разъяснения — как изготовлять ДЗИТТЭ. Из сохранившихся документов ясно, что ДОДЗЁ по ТЭЦУДЗИН ДЗИТТЭ РЮ: продолжал активно функционировать вплоть до 1926 года (до конца эры ТАЙСЁ:).

Последовательная демонстрация Танака-сэнсэем и Иваи-сэнсэем экзотической формы нападения и защиты с мечом и КАРАКУРИ ДЗИТТЭ одновременно против одного меча, где контроль за изменением дистанции МА-АЙ в своих целях достигается Танакой-сэнсэем использованием ДЗИТТЭ правой рукой.

 

А. Смирнов


Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Добро пожаловать!

Представтесь пожайлуста!

Пройди небольшую процедуру регистрации для полноценного участия и общения, а так же доступа к расширенным возможностям и закрытым разделам школы. У нас лиц не скрывают, поэтому фото и краткий рассказ о себе приветствуется!!!
Регистрация
close-link
Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.